Вечная память
Навигация
Категории раздела
Новое на сайте
Общение
500
Случайное фото
Посетители

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Пользователи посетившие сайт сегодня
Группа в одноклассниках
70 ОМСБР
Из другого Окопа 24 Май 2015
Главы из книги "Afghan guerilla wrfare in the words of the mujahideen fighters"
Об авторе: Ахмад Джалали - бывший полковник афганской армии.

КАНДАГАР

Битва за Панджваи

Рассказ основан на интервью командира моджахедов Муллы Маланга, отряды которого воевали в Кандагаре и организационно входили в «Исламскую партию Афганистана» Юнуса Халеса.

...В сентября 1982 года афганские правительственные силы при поддержке советских союзников твердо контролировали уездный центр Панджваи.

Панджваи расположен примерно в 25 километрах к юго-западу от Кандагара. Он имел важное значение с военной точки зрения для обеих сторон ввиду того, что сам городок и его окрестности являлись отличной базой для ведения боевых действий в зеленой зоне, которая простирается отсюда вплоть до города Кандагара. А этот район являлся базой сопротивления в регионе. В установлении контроля над Панджваи были заинтересованы все местные группы моджахедов, базировавшиеся в этом районе.
Около тысячи моджахедов сконцентрировались около Панджваи для захвата города. Операцией руководил командир ИПА Мулла Маланг и другие.
Город охранялся 300 милиционерами, которые проживали там вместе со своими семьями. Свои дома и другие постройки они превратили в хорошо укрепленные позиции. Они оборудовали ДОТы на крышах домов, а также создали укрепрайоны на всех господствующих высотах вокруг города и на подходах к нему. 
Моджахеды стали окружать город и обстреливали его два дня. Однако огонь не нанес противнику ощутимого вреда, в то время как сами моджахеды подверглись артиллерийскому обстрелу и бомбардировкам с воздуха. Большинство моджахедов отступило в близлежащие деревни Спирван и Зингабад.
На третий день командир Мулла Маланг решил проникнуть в город силами небольшой группы и установить контроль над рядом доминировавших позиций, прикрывавших подходы к городу. В полдень Мулла Маланг повел группу из 25 человек к южному пригороду Панджваи. Они несли с собой кирки и лопаты. 
Моджахеды аккуратно проделали отверстие в саманной стене и проникли в строение. Оттуда, проделывая дыры в стенах, они начали проникать из дома в дом. Их проникновение осталось незамеченным для милиционеров, которые в это время находились на позициях на крышах строений и наблюдали оттуда, что творится на улицах города. В конце концов моджахеды пробили дыру в стене, за которой открылся внутренний двор. Они вломились туда с оружием, готовые к бою. Милиционеры были застигнуты в врасплох. Они подумали, что город уже находится в руках моджахедов и оставили его. Мулла Маланг оборудовал безопасную позицию и подал сигнал моджахедам, находившимся за городской чертой. В скором времени сотни моджахедов просочились в город и зачистили его от юго-востока до северо-запада, вплоть до реки Аргандаб. Они брали дом за домом, опять же, избегая передвижения по улицам и проламывая дыры в стенах дувалов. 
Другая группа моджахедов немедленно вскарабкалась на крыши домов и овладела оставленными оборонявшимися позициями. Под контролем милиции остались только здания городской администрации. Ночью моджахеды закрепили свой успех и на следующий день заняли здания горадминистрации. 
Милиция понесла тяжелые потери и откатилась к находившейся неподалеку высоте. Моджахеды окружили позиции милиции. После этого правительственные силы вступили в переговоры с моджахедами с явной целью выиграть время. Пока велись эти переговоры, со стороны Кандагара появилась советско-афганская колонна бронетехники, и моджахеды отступили внутрь города.
Следующей ночью советские и афганские солдаты атаковали Панджваи. Шли тяжелые бои за каждый дом. Моджахеды обстреливали с крыш домов правительственные силы, находившиеся на улицах города. В конце концов, моджахеды не смогли противостоять со своих позиций военной мощи советско-афганских сил. Под покровом сумерек моджахеды стали отходить из города мелкими группами. 
Режим восстановил власть правительства в уезде.

Алкоголь может бать смертельным

Автор: «горный человек» 

Восьмая пехотная дивизия дислоцировалась в Кабуле. 
У нас был свой агент в этой дивизии, офицер. На протяжении многих лет он снабжал нас ценной информацией. Его сотрудничество с нами было опасно как для него лично, так и для его семьи. Этот офицер хотел перейти к моджахедам. Мы помогли ему в этом после того, как он уничтожили врага. 
Мы дали задание нашему агенту организовать 24 сентября 1983 года вечеринку. Он пригласил замполита дивизии и двух советских советников, с которыми работал, к себе домой, в район Кути Санги. Все трое согласились и приехали к нему в гости поздно вечером на своем УАЗике.
Наш офицер подготовил к празднику много виски и шиш-кебаба (шашлыка). Все трое много ели и пили и, в конце концов, полностью опьянели. Они вырубились. Тогда наш офицер позвал нас, и мы загрузили недвижимые тела в их же джип. Мы отвезли их в кишлак Кала-и Кази на юго-западе Кабула. Пока мы ехали в их машине, никто нас не останавливал и не преследовал. Мы вытащили пьяных из машины, а саму машину отправили назад, к нашему человеку-офицеру. Он посадил в нее свою семью и уехал в Пакистан, где уже открыто присоединился к нам.. 
Мы спрятали пьяных в укрытии в деревне Кухе-Моргиран. Когда на следующий день пьяные очнулись, мы предложили им принять ислам и встать на путь истинный. Советские советники были очень злы и начали нас оскорблять. Они завили, что «с выбранного пути нет дороги назад, и Афганистан все равно будет коммунистическим». «Мы не примем вашу грязную религию», - сказали они. Они отказались сотрудничать. 
Мы не могли отпустить их на свободу без получения согласия на сотрудничество, но также не могли пристрелить их, так как звуки выстрелов могли привлечь внимание бойцов на располагавшихся поблизости постах безопасности. Поэтому мы закопали их в землю живыми. 
Мы собрали их одежду и документы и отправили в HIH в Пешавар. 
На следующий день советские подразделения оцепили район инцидента, поэтому мы были вынуждены скрыться сначала в Парван, а позже в Майдан. Пока шурави искали нас, они вступили в бой с отрядом маулави Рахмат Голя. 
После боя шурави разыскали то место, где мы зарыли советников. Но они были уже все мертвы, а их тела почернели.

 

АТАКА НА СОРУБАЙ

Рассказывает Торьялай Хемат, региональный командир мобильной группы моджахедов (Исламский Союз Освобождения Афганистана (ИСОА) Абдула Расула Сайяфа). Воевал во многих афганских провинциях

...В долине Назиан было много тех, кто симпатизировал режиму ДРА. Мы называли этот район «Маленькой Москвой», так же, как это делали многие арабы, приехавшие сюда принять участие в джихаде. Общее впечатление большинства афганцев от арабов таково, что они считали себя примадоннами, которым было более важно снимать видеофильмы, чем воевать.
Административный центр Назиана – город Сорубай. Все жители Сорубай симпатизировали коммунистам. Мы решили захватить уездный центр в июле 1985 года.


Это была совместная операция отрядов, принадлежавших к группировкам Хекматиара, Сайяфа, Мохаммади и Халеса. В районе укрепрайона – гор Маро – сконцентрировалось около тысячи моджахедов.
Административный центр Сорубай находится в 12 километрах севернее базы Мелава и гор Маро – это шестичасовой марш-бросок по горам. В моем отряде было около 80 хорошо вооруженных бойцов. У меня было три БМ-12, несколько средних минометов, много тяжелых пулеметов. Захват уезда Назиан представлялся для нас решающим усилием и во многих отношениях более напоминал конвенциональную, нежели партизанскую войну.
В течение двух недель караваны моджахедов доснабжали базу в Мелава, переносив туда военное снаряжение и наши ракетные артиллерийские системы. Еще неделю мы готовились к атаке, а потом двинулись от горного массива Маро вниз, в долину Назиан. Рано утром мы послали нашу первую группу на заставы противника, располагавшиеся на высотках вокруг Сорубай. 
Там было приблизительно 12 небольших застав, поэтому атака по центру совпала по времени и с такой застав. После мощного обстрела, нам удалось их захватить. Мы захватили заставы в Сар-Гар и Тор-Гар, после чего начали обстрел административного центра и устремились к Сорубай. Правительственные чиновники, афганские военные и их семьи стали улепетывать. Они бежали в такой спешке, что когда мы вошли в Сорубай, то обнаружили, что «оккупанты» бросили походные кухни с готовящимся обедом и тесто, из которого готовились выпекать хлеб.
Мы захватили много ценных государственных документов, которые потом переправили в Пешавар. Мы отправили пленных в Ландай. В ходе атаки я потерял семерых человек убитыми. Мы оставались в Сорубай до утра.
Противник ответил посылкой войск из Джелалабада. Мощный артиллерийский огонь обрушился на заставы, располагавшиеся на высотах. По нам был нанесен авиаудар, в то же время вражеская бронетехника устремилась к административному центру. Мы не могли противостоять авиации и артиллерии, поэтому покинули город.
Во время этого боя мы потеряли много людей. В моей группе прибавилось еще семь убитых. Мы оставили на поле боя одного своего убитого – Ахмада Саида, который обычно носил камуфляж.
На следующий день правительственное радио объявило, что они обнаружили китайских наемников среди наших убитых. Возможно, это был Ахмад. 
Два дня спустя, мы вновь атаковали Сорубай, и опять я потерял семь человек убитыми. В результате из 80 бойцов своего отряда я потерял 21 человека. Я не могу точно сказать, каковы были потери противника, но лично я видел 15 убитых во время захвата Сорубай. Мы вернулись на свою базу.

КОММЕНТАРИЙ: Захват административных центров являл собой политическое преимущество, так как это подтверждало легитимность Моджахедов. Обычно провинциальные центры располагались в доступных районах и не были оборудованы защитой против современной артиллерии и авиации. 
На этом примере видно, что моджахеды перешли от партизанской тактики к распланированным боевым действиям при захвате Сорубай, и добились успеха. 
Но, в конце концов, их попытка получить политическое преимущество обернулась тяжелыми потерями и отсутствием такового.
Заставы на высотках вокруг Сорубай были поставлены вразбивку, без планирования организации совместного сопротивления. Очевидно, что противник раздробил свои силы, и это не могло способствовать его преимуществу.

Моджахед из Кандагара

МЕТОДЫ УНИЧТОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАВШИЕСЯ МОДЖАХЕДАМИ

Рассказывает Мулла Маланг, один из самых известных полевых командиров, чьи отряды действовали в провинции Кандагар. Маланг входил в «Исламскую партию Афганистана» Юнуса Халеса.

...Моджахеды часто использовали тяжелые неразорвавшиеся бомбы (250-500 килограммов) и ночью тащили их с помощью тракторов, зарывали под мостами, переправами и виадуками. Фугасы, как правило, были с дистанционным управлением, детонаторы изготавливались кустарным методом и действовали приблизительно на расстоянии 500 метров от дороги. 
Сразу несколько таких бомб могли использоваться при прохождении вражеского конвоя для нанесения ему тяжелого урона. Танки и другая бронетехника были основной целью таких фугасов (с дистанционным управлением).
Если дистанционное управление было невозможно применить, моджахеды использовали другой метод для выборочной атаки гусеничной техники. 
Они протягивали два металлических провода через заминированную дорогу. Провода размещались очень близко один от другого и замыкались электрической батарейкой. Резиновые колеса гражданских грузовиков и колесных бронетранспортеров могли беспрепятственно проехать по этим проводам, в то время как гусеницы танков и БМП замыкали контур и провоцировали взрыв.

Моджахед из Кандагара, которого звали Абдул Вали, был известен своим умением изготавливать фугасы. Однажды в 1986 году он отправил плавающую бомбу через речушку под названием «Нуш-е джан» («пей на здоровье» – перевод), которая протекает по западному пригороду Кандагара (в направлении с северо-востока к юго-западу), чтобы уничтожить правительственную заставу «Гостиница» (гостиница Голь Сардар, около Сарпуза). 
Абдул Вали заделал 250-килограммовую бомбу в камеру тракторного колеса. Он замерил расстояние от заставы до места выше по течению реки, откуда намеревался запустить свою плавающую бомбу.
Вали прицепил к бомбе провод, точно равный по длине расстоянию от места запуска до цели. Когда провод растянулся на полную длину, бомба как раз и была у заставы. Абдул Вали с помощью дистанционного управления спровоцировал детонацию фугаса и застава была уничтожена.
...В хорошо охраняемых районах наличие минных полей и других препятствий не позволяло моджахедам совершать рейды на базы противника. В этих случаях для уничтожения вражеских позиций использовались реактивные снаряды с отложенным пуском. 
Кандагарский аэродром, являвшийся главной базой советских войск, был как раз одной из таких «тяжелых» целей. Моджахеды использовали для обстрела этой базы устройства отложенного запуска, чтобы суметь скрыться до того момента, как начинался ответный огонь. Поначалу использовались только устройства, которые были изготовлены в полевых условиях. Позже они обзавелись приборами дистанционного управления заводского производства для запуска РС, однако, использовали при этом «полевые» методы запуска.
Одним из них стало использование так называемого «утекающего» водного контейнера. Моджахеды проделывали отверстие в дне трехгаллоной жестяной банки и наполняли ее водой. «Курочный» провод прикреплялся к деревянному плавающему в банке предмету. Он же одновременно прикреплялся к самой банке. Другой конец провода приделывался к батарее, которая была недостаточно мощной, чтобы замкнуть контур в воде. 
Эта жестяная банка присоединялась к реактивному снаряду. 
Когда вода из банки начинала убывать, плавающий провод опускался на ее дно, замыкая контакт и осуществляя запуск ракеты. 

Добавил: NIKITA   Просмотров: 72   Категория: Проза
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Полное или частичное копирование материалов, возможно только с разрешения автора и при наличии активной гиперссылки на источник www.kandagar.su Copyright 70 ОМСБр ©2009 - 2015

Поиск по сайту
Язык сайта
Авторизация
Логин:
Пароль:
С днём рождения!
Новости форума
Облако тегов
Наши друзья
Сайт ветеранов войны в Афганистане 101 мсп 5 гв.мсд Военная песня Ярославцы в афганской войне Сайт о ДШБ Кандагар Сайт ветеранов 181 мсп ANNA Клуб 181 полка (вч п.п.51932) Каталог военной музыки от А до Я
Наша кнопка:

70 ОМСБР
Опрос
Ваше отношение к планируемому выпуску серии книг, посвящённых пребыванию 70-й бригады в Кандагаре.
Всего ответов: 329
Книги написаны участниками событий.
Время жизни сайта
Создан 20 января 2009 года
Погода