val-64
|
Дата: Воскресенье, 20 Июн 2010, 14:11 | Сообщение # 1
|
ТБ, взвод обеспечения, водитель. 82-85
Группа: Администраторы
Сообщений: 140
Награды: 16
Репутация: 4
Статус: Оффлайн
|
Дорогие боевые друзья! Архив "Кандагарской курилки" перенесен на сайт бригады с сайта ArtOfWar, где он раньше располагался. Сам архив решили сделать незыблемыми, а здесь предлагаю продолжить живое общение. По моему разумению, вопросы, не связанные с историей бригады, судьбами кандагарцев, целесообразно обсуждать в Гостевой. Но, с другой стороны, если всё наше общение, так или иначе, связано именно с годами проведёнными в Афгане, может, вообще стоит отказаться от раздела "Гостевая"? Жизнь подправит наши мысли и действия. Моё самое большое желание заключается в том, чтобы эта курилка по прежнему оставалась местом доброго, искреннего общения боевых товарищей. Всем удачи и благополучия! |
|
|
|
Луна
|
Дата: Понедельник, 27 Авг 2018, 12:13 | Сообщение # 91
|
Зам.командира ИСР по п/ч, 83-84
Группа: Администраторы
Сообщений: 506
Награды: 14
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
|
Корреспонденты "Комсомольской правды" в Ростове-на-Дону" попытались восстановить на основе документов и
воспоминаний очевидцев хронологию того рокового дня, когда Сергей
Пантелюк пропал без вести...
ЗА МЕСЯЦ ДО ЧП БЫЛ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ
Как потом не раз и не два повторяли забитую и страшную фразу сослуживцы
Сергея Пантелюка по 263-й отдельной тактической разведывательной
эскадрильи ВВС 40-й армии, воевавшей в Афганистане, «в тот день, 28
октября 1987 года, ничего не предвещало беды». То есть вот как: беда-то
могла произойти с каждым из них в любой момент, при выполнении любого
задания, но в том-то все и дело, что все было как обычно: обычное
задание, обычный маршрут. Оба военных летчика, ведущий звена капитан Валерий Сафонов и ведомый старший лейтенант Сергей Пантелюк в
паре на своих Су-17М3Р, с подвесными контейнерами с разведаппаратурой,
летали множество раз, и уже свыклись с тем, что с начала месяца по
распоряжению разведотдела ВВС 40-й армии эскадрилью перевели на
двухсменный режим полетов: готовилась крупномасштабная войсковая
операция, и свежая информация о перемещениях группировок вражеских сил
нужны были постоянно. Поэтому с шести утра до двух часов дня работала
дневная смена, а с шести вечера и до четырех утра — ночная, которая
сбрасывала освещенные бомбы на базы душманов в района Хоста. В тот самый день Сафонов и Пантелюк отправились в дневную смену. Им нужно
было, как значилось в боевом задании, «выполнить радиотехническую
разведку средств противника по маршруту: Баграм — отметка 4788 (в 35 км
западнее н.п. Биркот) — Джелалабад — Гардез — оз.
Аби-Истада-Ландай-Фарах с посадкой в аэропорту Шинданд».
Сергей Пантелюк с друзьями. Фото: «Книга памяти о погибших в Афганистане» (Ростовская область)
Чтобы было понятно: и ведущий и ведомый, считались опытными пилотами, буквально за месяц до этого оба были награждены орденом
Красной Звезды. Вот, например, что значилось в наградном представлении
на Пантелюка: «Исполнительный и дисциплинированный офицер. Военный летчик 3-го класса. Общий налет 530 часов. За время пребывания в
республике Афганистан совершил 118 боевых вылетов на воздушную разведку
объектов мятежной оппозиции. В составе пары обнаружил 8 караванов
вьючных животных с оружием, 50 автотранспортных средств противника, 2
позиции ДШК. Подтверждено аэрофотоснимками уничтожение в результате
ракетных и бомбовых ударов 11 единиц транспорта, 16 вьючных, 1 позиции
ДШК. Принимал участие в войсковых операциях «Центр», «Энергия», «Завеса», «Блокада». Выполнял боевые задачи по обеспечению проводки грузоперевозок и
продвижения войск на участках дорог: Саланг-Кундуз, Кабул-Кандагар,
Файзабад-Кундуз, Кабул-Джелалабад-Асадабад».
КАК ЭТО БЫЛО
Согласно отчетным данным о том полете, 28 октября 1987 года в 11.30 звено Сафонова-Пантелюка поднялось в небо. «Сушки» легли на курс на Биркот, набирая высоту до нужного эшелона. «Провинция Кунар среди авиаторов, десантников и разведчиков ГРУ
считалась одним из «гиблых мест», - рассказывал потом один из
сослуживцев Пантелюка. - А треугольник, заключенный между отметкой 4551
м, Асадабадом и Биркотом, называли «бермудским». На 21-й минуте полета
ведущий выполнил правый разворот на Джелалабад, встал на заданный курс,
осмотрелся... А ведомого нет! Не наблюдая его ни в зеркалах заднего
обзора, ни в перископе, Сафонов несколько раз запросил его по радио.
Сергей Пантелюк на запросы не отвечал. Маршрут проходил в 30 км от
границы с Пакистаном, особый режим полета. Как правило, пакистанские ВВС
в таких случаях поднимали истребители-перехватчики F-16. Поэтому
командные пункты (КП) в аэропортах Баграма, Кабула, Джелалабада обязаны
были сосредоточить внимание именно на этом участке воздушного
пространства, но, увы, никто из офицеров боевого управления КП не
зафиксировал точное время пропадания метки на экранах радаров от
самолета ведомого. Радиомаяк от аварийной радиостанции не работал — это
могло означать, что летчик не катапультировался, или же произошел отказ
радиостанции, что маловероятно: такое происходит только в 1 случае из
100».
ПОИСКИ
Уже через полчаса после того, как поступила информация о ЧП, командир эскадрильи Леонид Кныш и его зам майор Лукьяненко вылетели на
поиски пропавшего Су-17: буквально «на брюхе» они обследовали
предполагаемое место падения (по воспоминаниям, впрочем, в тот день как
раз во время рокового полета испортилась погода), но ничего не нашли. Не
дал ничего и полет Ан-30, сделавшего топографическую съемку местности:
на пленке не обнаружились фрагменты упавшего самолета. Еще на 4-м курсе Ейского училища Сергея Пантелюка определили на отделение тактических разведчиков.
Фото: «Книга памяти о погибших в Афганистане» (Ростовская область)
ВЕРСИЮ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ОТМЕЛИ СРАЗУ
Комиссия по расследованию исчезновения самолета старшего лейтенанта
Пантелюка и его самого рассматривала несколько версий случившегося, хотя
— некоторые из них отпали сразу сами. Например, предположение об экстренной посадке вряд ли было состоятельным: склоны Гиндукуша в том
месте очень крутые, так что сесть Су-17 никак не мог. Само собой, особый отдел КГБ отрабатывал и версию и измены Родины — ведущего
звена Валерия Сафонова, который и без того был угнетен пропажей боевого
друга, несколько раз дергали на допросы. Но это напрочь исключили. Причин тому было несколько. Во-первых, буквально за несколько месяцев до случившегося, 22 июля, у
Сергея Пантелюка родилась дочка Лариса, и он буквально считал дни до
долгожданного двухнедельному отпуску, который предстоял ему и капитану
Сафонову буквально с 30 октября, то есть через два дня. Он, что
называется, спал и видел, как приедет домой в Батайск, обнимет жену
Ирину, поднимет на руки ребенка. Во-вторых, все отмечали силу характера старлея — и его ненависть к «духам», лишившим жизни его
однокурсников по Ейскому летному училищу из соседнего полка штурмовиков.
И, наконец, в-третьих, случись что-то подобное, западные СМИ раструбили бы об этом в тот же день.
Равнодушие страшнее войны.
|
|
|
|
Луна
|
Дата: Четверг, 06 Фев 2020, 21:20 | Сообщение # 92
|
Зам.командира ИСР по п/ч, 83-84
Группа: Администраторы
Сообщений: 506
Награды: 14
Репутация: 3
Статус: Оффлайн
|
Фото прохождения кандагарской зеленки колонной наливников. Из архива Сергея Иванова, не относится к событиям описанным ниже.
Владимир Макин: ... 3 июня бензовоз с Кишкинахуда не свернул с бетонки в пустыню, а поехал прямо, его подбили и водителя забрали. Это было напротив заставы ПТР (командовал заставой грузин - фамилию забыл, потом брат Мирон - л-т Миронов), мы ездили к бетонки, но никого не нашли. Позже комбат Жилин через старейшину Сенжерая добился выдачи тела водителя.
Сергей Иванов: Я был на той броне старшим. Выехали никого не предупредив, потому, что первыми увидели машину на бетонке, а время терять было нельзя. Шаланда летела по дороге и духи по ней долбили с той стороны. Мы на БТРе пошли ей наперерез по степи. Опоздали можно считать на минуты. Уже затемно духи подбили наливник у Панжваи, попав во вторую бочку. Машина съехала в нашу сторону, но там открытое пространство и водитель, видимо, чтобы укрыться перебежал на ту сторону, где виноградники. Когда подъехали, в кабине ничего не было, кроме котелка. Я достал его и тогда только вышел в эфир и передал комбату наше местонахождение и фамилию бойца нацарапанную на котелке. Потом духи начали стрелять. Сначала издалека. Тогда с двумя или тремя бойцами мы переползли на ту сторону в виноградники и попытались голосом привлечь внимание водителя, но он не отзывался и не обозначил себя. Потом приехал комбат и Коба на танке. Пытались организовать более широкий поиск, но ночь-темнота и духи мешали. Позже Коба всадил снаряд в первую бочку и с ЦБУ нам дали приказ отходить. На следующий день пытались договориться с духами и предлагали им обмен, но они опять нас обстреляли. И на следующий уже день подбросили на дорогу труп водителя.
Админ: Просмотрел списки погибших по Афгану в период 1-4.6.87г. Больше всего для того водителя бензовоза о котором шла речь выше подходит погибший 4.6.87 младший сержант Сенченко Иван Владимирович - 446-й оавтб пг 59-й абрмо. Записан как погибший в результате обстрела колонны в провинции Кандагар.
Сергей Иванов: Володя Макин помнит дату - 3 июня, а Сенченко погиб 4 го. Да и на котелке кажется эта фамилия была. Он значит. Прости, братишка, не успели...
Сергей Иванов: Скорее всего дату правильно указали. Третьего он был жив, но мы его не нашли. Четвёртого не отдали. Четвёртого, на переговоры были привлечены подразделения, по моему Шиндантского полка, возвращающегося из Кандагара после совместной с ними армейской операции. Утром я снова выехал к подбитой накануне машине вместе с шинданцами. Показал машину, место и рассказал ком полка и их переводчику обстоятельства ночного боя. Предположил и предупредил комполка, что после нас подходы к машине могут быть уже заминированы. После этого вместе с переводчиком начали по громкой «Алла Пугачева» предлагать духам обмен. В это время ком. полка, не смотря на предупреждение зачем-то отправил к наливнику МТЛБшку, которая не доезжая метров тридцать подрывается. А духи открывают по нам плотный стрелковый и минометный огонь. Стало понятно, что на обмен они не пойдут. Командир полка передал о потерях и нам прислали пару грачей, который с первого же захода нанесли БШУ по духам. В эфире мы стали перехватывать духовские сообщения и переводчик нам сказал о десятках погибших у них в результате этого удара...Тело водителя нашли на следующий день на той же дороге ближе к Синджераю. По нему было видно, что парня сильно пытали. Так погиб водитель того наливника мл.с-т Ваня Сенченко, забрав с собой десятки духов.
Равнодушие страшнее войны.
|
|
|
|