NIKITA
|
Дата: Суббота, 28 Мар 2020, 08:18 | Сообщение # 1
|
Нач Т222 Кандагар
Группа: Администраторы
Сообщений: 519
Награды: 11
Статус: Оффлайн
|
Почему выборы и кризис идут в Афганистане рука об руку
Автор: Омар НЕССАР
Выборы в Афганистане всегда сопровождались внутренними политическимикризисами. За последние два десятилетия страна пережила четыре президентские
избирательные кампании в 2004, 2009, 2014 и 2019 годах и три тура парламентских
выборов, которые проходили в 2005, 2010 и 2018 годах. Во время каждого из этих
электоральных циклов проигравшие кандидаты отказывались признавать результаты и
обвиняли избирательные комиссии в предвзятости и махинациях при подсчете
голосов.
Выборы – это новое
явление для Афганистана. Местные избирательные органы не обладают необходимым
опытом и возможностями для беспристрастного проведения подобных мероприятий.
Работа избирательных комиссий всегда находилась под контролем правительства,
которое играет ключевую роль в назначении их членов и финансировании. На этом
фоне власть никогда не была заинтересована в прозрачности и справедливости.
Возникновение в
Афганистане кризисов вокруг выборов, нередко ставящих страну на грань очередной
войны, – это следствие нескольких основных факторов.
Стратегия «победа–поражение»
Часть экспертов и
афганских политиков полагают, что корень проблем следует искать в Конституции
2004 года. Этот основной закон, который закрепил сильную президентскую систему,
наделил лидера чрезмерными полномочиями, при которых он одновременно является главой
государства и главой правительства. На самом деле, все решения в стране
принимает один человек, который приобрел это право через участие в не слишком
демократических выборах. В сравнении с президентом, полномочный потенциал
министров, губернаторов, членов Национального и местных советов Афганистана, а
также других должностных лиц страны выглядит незначительным. В подобной
структуре люди не ощущают своей причастности к власти. Чрезмерно
централизованная президентская система в нынешних условиях значительно
увеличила расстояние между теми, кто управляет, и теми, кем управляют. При
такой закрытости политической системы процесс сменяемости элиты в стране
становится проблематичным. В условиях монополизации власти любые попытки
передать управление в другие руки неизбежно сталкиваются с сопротивлением.
Выборы в Афганистане
являются игрой в формате «победа–поражение». Победитель на выборах получает
все, а побежденный все теряет. Тот, не сумел войти во власть, никого не
интересует. Неправительственные лидеры теряют ресурсы и оказываются в изоляции.
По этой же причине выборы в Афганистане можно назвать судьбоносным событием для
их участников. Проигравшие претенденты могут считать себя уничтоженными и
поэтому используют все инструменты для того, чтобы остаться у власти.
Личность вместо партии
Главная причина выборных
кризисов кроется в отсутствии партийной системы, что приводит к возникновению
политической и предвыборной раздробленности. Афганские политики выходят на
политическую арену в качестве индивидуальных игроков. Лидеры традиционных
партий придерживаются различных тактик и зачастую вступают в игру по личным и
семейным интересам. Правила устанавливаются также индивидуально. Между тем, как
кажется, выборы и демократия бессмысленны без современной партийной системы. В
Афганистане имеется около 100 действующих политических партий, подавляющее
большинство которых не играет никакой роли в социально-политическом уравнении.
Этнический фактор
Крупным недостатком
проводимых в Афганистане выборов является их этническая компонента. В основе
электоральных процессов наряду с карьерными запросами всегда лежали
этно-племенные и групповые интересы. Кандидаты стремятся продемонстрировать
свою принадлежность и даже с этим учетом выбирают себе заместителей. Лозунги и
программы также пропитаны этническим духом. Поэтому неудивительно, что
результаты выборов также отражают этническое деление страны. В связи с тем, что
принадлежность лидера к той или иной группе ни для кого не является секретом,
выборы неизменно приводят к углублению этнических проблем. Не избежала этого и
последняя президентская кампания, от которой также повеяло запахом раскола по
этническому признаку. Сотрудники Избиркома на прошедших выборах в своих отчетах
раскрасили карту страны в два цвета: население южных районов Афганистана
голосовало за одного кандидата, а северные и центральные провинции отдавали
голоса за другого. Примечательно, что значение этно-племенного фактора на
выборах только растет.
Вмешательство под маской нейтралитета
Практика проведения
выборов в Афганистане стала продуктом присутствия в стране иностранных сил. До
этого афганская история не знала примеров избирательных кампаний. Положение о
повсеместных, всеобщих и прямых выборах было внесено в Конституцию Афганистана
после 2001 года с приходом коалиционных сил. Западные государства, в
особенности США, стали главными «авторами» афганских выборов. США и их союзники
выделяли огромные средства на проведение избирательных кампаний в Афганистане.
Американцы заявляли, что будут поддерживать институт выборов и народовластия в
стране и не станут отдавать предпочтение тому или иному кандидату или команде.
Однако реальные свидетельствовали об обратном. В ходе четырех президентских
кампаний западные страны поддерживали вполне конкретных кандидатов. Несмотря на
попытки иностранцев казаться беспристрастными, на деле роль других государств в
выборе президента была несравнимо больше, чем роль народного волеизъявления.
Для политических лидеров Афганистана иностранная поддержка до сих пор имеет
большее значение.
***
Результатом
избирательных кампаний, проведенных в Афганистане за два последних десятилетия,
стало укрепление полномасштабного политического кризиса, этнического раскола и
разногласий между севером и югом. Выборы не только не сделали устойчивой
административно-политическую систему Афганистана, но и увеличили всеобщее
недовольство и размеры кризиса. Каждый новый электоральный цикл отбрасывал
Афганистан на несколько лет назад. Выборы 2014 и 2019 года и вовсе ввергли
страну в полномасштабную этническую и политическую войну. Стало очевидно, что
электоральный процесс помогает сосредоточить ответственные должности в руках
ограниченного меньшинства и удалить из властной структуры представителей
большинства. Естественно, что в условиях, когда значительная часть политиков и
поддерживающий их электорат не ощущают своей причастности к управлению страной,
власть лишается твердого фундамента. Легитимность и выживаемость системы
напрямую зависят от уровня удовлетворения народа.
Для того, чтобы выйти из
сложившегося положения, уже несколько лет в афганском обществе обсуждают разные
варианты реформ, которые сталкиваются о дилемму – нуждается или не нуждается в
децентрализации государственно-административная система. Что в итоге выберет
Афганистан, покажет время.
рота связи 02.80-11.81
|
|
|
|