Мещеряков Юрий Альбертович
Течет Хазара
Давно землей стала кровь, а этот заржавленный вопрос все существует. Авторский взгляд.
Об авторе:
Участвовал в боевых действиях в Афганистане, проходил службу в 682 МСП (Баграм, Руха) в должностях командира мотострелкового взвода и роты.
Справка: Хазара (хазараги, хазарийский диалект языка дари; перс. هزارگی) — иранский язык (по другим данным наречие языка дари). Распространён в области Хазараджат Афганистана. Носители хазара, хазарейцы, являются потомками одного из подразделений войск Чингисхана.
Общая численность говорящих — 2 210 000 человек (2000).
Зима медленно приближалась, напоминая о себе холодным дыханием и терпеливо ожидая свой календарный срок. Промозглый ветер порывами гнал по Уралу последнюю листву, брызгал холодными дождями, и в свете вечерних фонарей их косые струи заливали крыши домов, щербатый асфальт, немногих людей, спешащих к домашнему очагу. Добротный одноэтажный дом-особняк на окраине города ничем не выделялся среди других, соседних, построенных лет сорок назад в эпоху благополучного застоя. Два его зашторенных окна светились желтыми пятнами, влекли к себе, убеждая случайного прохожего, что в их желтой глубине неспешно растекается уютное тепло, а обитатели дома также неспешно перечитывают исторические романы, хроники, изредка прерываясь на вечерний чай и программы новостей.
Поздний и, по-видимому, нежданный гость, укрытый от дождя армейской плащ-накидкой, требовательно нажал на кнопку дверного звонка, потом еще раз, и еще, пока, наконец, не отозвалась глухим скрипом входная дверь.
-- Разрешите войти, товарищ генерал?
Пожилой человек в сером кардигане поверх форменной сорочки, открывший дверь, заметно приободрился, услышав к себе обращение, подзабытое за давностью лет.
-- Вижу, что военный. Кто будешь такой?
-- Полковник Глебов. В восемьдесят четвертом в Панджшере был лейтенантом.
Генерал в отставке Манторов, уже не такой крепкий, как раньше, и все-таки бодрый старик с жесткими, сухими чертами лица чуть замешкался, но тут же взял себя в руки.
-- Глебов, значит. Ну, заходи, раз такое дело, что в пороге стоять да еще под дождем. -- Он отступил на шаг вглубь прихожей, внимательно разглядывая, словно оценивая, бывшего подчиненного, -- вот ты каков теперь стал... Помню я тебя, Глебов, допрашивали тебя при мне по тому уголовному делу, да и так, по-свойски мы с тобой беседовали. Почти не изменился, только что постарел немного, так ведь годы, они здоровья и молодости не прибавляют.
Поздний гость снял мокрую плащ-накидку, камуфлированную куртку, неторопливо вошел в гостинную, осмотрелся. Старомодное убранство комнаты было небогатым, но по-военному строгим, педантичным: и настенные часы, идущие минута в минуту, и стулья вдоль стены, стоящие ровно в ряд, и покрывало на диване без складок... Командирский взгляд Глебова скользнул мимоходом по обстановке и остановился на книжных шкафах, плотно набитых потрепанными томами с закладками, журналами разных лет, альбомами, газетами. Вот и полки с книгами об Афганистане, много... Интересуется старик тематикой, еще бы не интересоваться...
-- Зачем приехал? -- Пытливый, сосредоточенный взгляд хозяина уж точно не был дружелюбным, он выдавал внутреннее напряжение, как будто готовность к бою, но вместе с ним и любопытство. -- Захотел вернуться в прошлое, да? Что ж тебе там надо спустя столько-то лет? Все, что могли, прокуроры и журналюги уже изучили, вывернули наизнанку. Оболгали, обгадили. Или что-то узнать хочешь? Неужели правду? Хм, так никто ее не знает.
-- Понять хочу...
* * *
Утром, едва затеплился туманный рассвет, Глебов открыл глаза и понял, что совершенно не хочет спать, в душе было неуютно, беспокойно, и это мешало слушать дремотную тишину. Так случалось и прежде, когда после четырех-пяти часов полусна возвращалось тревожное предчувствие войны, но сегодня было особенно тяжело, как будто зрачок снайперской винтовки уже заглянул в самое сердце, как ... Читать дальше »
Категория: Проза | Просмотров: 592 | Добавил: NIKITA | Дата: 17 Дек 2015 |
|
|