В последнее двадцатилетие ХХ века в локальных войнах и вооруженных конфликтах широко применялась отечественная штурмовая авиация (ША). Особенно ценный опыт приобретен ША в локальной войне в Афганистане (1979-1989). Ее роль в достижении успеха операций и боевых действий была достаточно высокой. ША применялась в них для решения разнообразных боевых задач.
В локальной войне в Афганистане боевые действия вначале показали недостаточную эффективность авиации. Сверхзвуковые истребители-бомбардировщики, созданные для европейского театра военных действий, оказались практически непригодными в условиях горной войны, а их сложное прицельно-навигационное оборудование - практически бесполезным при поиске малозаметного противника в горах. Высокие тактико-технические характеристики самолетов оставались нереализованными. Достаточно эффективной машиной в этих условиях оказался лишь штурмовик Су-25 - маневренный, послушный в управлении, отлично вооруженный и хорошо защищенный.
Штурмовая авиация, как известно, была воссоздана в советских ВВС в конце 70-х годов на качественно новой материальной основе. Ее части получили на вооружение реактивный штурмовик Су-25. Весной 1980 года первые опытные самолеты Су-25 прошли испытания в Афганистане, в условиях, максимально приближенных к боевым, в операции, получившей шифр «Ромб». В дальнейшем, учитывая постоянно возраставшую потребность Сухопутных войск (СВ) в авиационной поддержке, количество штурмовиков непрерывно возрастало. Начиная с 1986 г., ША принимала участие в операциях (боевых действиях) СВ составом отдельного штурмового авиационного полка (ошап).
В данной статье рассматривается опыт подготовки и применения штурмовой авиации, вооруженной самолетами Су-25, по поражению нетиповых объектов противника в войне в Афганистане.
Основными объектами действий ША являлись: базовые и укрепрайоны, штабы; живая сила в районах сосредоточения, базовых и укрепленных районах, ущельях, лесах и открытой местности; крепости, опорные пункты и огневые точки, склады боеприпасов в пещерах на горных склонах и под землей; караваны с оружием и боеприпасами, колонны автомашин, горные перевалы и проходы, мосты, караванные тропы.
Ввиду того, что в ходе боевых действий СВ в этой войне отсутствовала линия их боевого соприкосновения с противником, основные объекты действий назначались как вблизи аэродрома (в радиусе до 30 км), так и на величину тактического радиуса самолета-штурмовика Су-25.
Объект действий состоял из ряда целей. Например, базовый район противника состоял из нескольких целей: штаб, пункты управления, радиоцентр, казармы, учебный центр, объектовые средства ПВО, опорные пункты, склады с оружием и боеприпасами. Из них выбирались главные, поражение которых приводило к наибольшему ущербу объекта.
Все наземные цели в зависимости от того, чем измерялся наносимый им ущерб, подразделялись на одиночные, групповые и площадные.
К площадным целям, определяемых как совокупность большого количества элементарных целей, находящихся в пределах какой-то площади, относились базовые районы, укрепрайоны, лагери подготовки боевиков, живая сила в районах сосредоточения.
К групповым целям относились группы одиночных целей (колонны машин, караваны), функционирующих совместно.
К одиночным целям относились отдельные, малоразмерные объекты, выполняющие определенные функции (автомобиль, танк, орудийная установка, средство ПВО (зенитная артиллерия (ЗА), оператор с ПЗРК).
Объекты имели различный размер. Наибольшую площадь занимали базовые лагери подготовки противника и укрепрайоны, имевшие площадь от нескольких сот до нескольких тысяч кв. метров.
Опорные пункты в ущельях, отдельные крепости с глинобитными постройками и кирпичными зданиями имели обычно мень
... Читать дальше »