06:39
Афганистан: страницы истории
|
М.Ф. Слинкин
Афганистан: страницы истории (80-90-е гг. XX в.) ВВЕДЕНИЕ Об Афганистане последней трети XX в. написано довольно много и за- рубежными, и отечественными авторами. Однако, пожалуй, трудно найти дру- гую страну, по истории которой было бы нагромождено столько откровенной лжи и неправды, искажений и нелепостей, слухов и сплетен, домыслов и тен- денциозных оценок, как по Афганистану. Особенно в этом постарались запад- ные афганисты, политики и журналисты. Стремление «вешать лапшу на уши» неосведомленных читателей продолжается и сейчас как по корыстным полити- ческим соображениям, так и по незнанию истинного положения дел в этой вос- точной стране. Президент Республики Афганистан Наджибулла как-то в поры- ве негодования по поводу такого рода трактовок афганских событий некоторы- ми новоявленными «специалистами» по Афганистану метко заметил: «Меня поражает одно, что об Афганистане больше всего пишут люди, которые не знают ни нашего языка, ни нашей истории, ни нашей религии, ни наших героев и мучеников. Невежество в оценках опасно, оно порождает обиду, способную перейти во вражду. Понимают ли это пишущие зло о неведомом и непонят- ном?» (см.: Известия. – 1989. – 29 декабря). Эти слова бывшего афганского ли- дера звучат весьма актуально и в XXI в. Следует лишь еще раз подчеркнуть, что рукой такого рода авторов двигали и продолжают двигать не только стра- новедческое невежество и дилетантство, но и заведомо заданная конъюнктура, суть которой очевидна – очернить неугодное и оправдать неправедное. Вместе с тем вряд ли стоит ставить под сомнение ту непреложную ис- тину, что у каждого автора могут быть свои оценки того или иного историче- ского материала, свое субъективное видение происходившего и происходяще- го. Однако при всем при этом он в процессе исследования должен непременно руководствоваться принципами историзма, объективности (а не предвзятости) в анализе и оценках подлинных (а не вымышленных) явлений и событий, доказа- тельности и научной обоснованности выводов и обобщений. Как давно подме- чено, попытки понять Восток, наблюдая его с вершины европейской колоколь- ни, – занятие бесплодное. Отсюда вытекает главное требование ко всем, кто пишет о восточных странах и их обществе: необходимо досконально знать и непременно учитывать их специфику, особенности их исторического развития, их этнические, религиозные, социально-психологические, общественно- политические и другие характеристики, менталитет конкретного народа, его обычаи, нравы, традиции. Без учета всего этого, разумеется, не удастся воссоз- дать правдивую картину предмета исследования. Данное исследование строится на основе привлечения широкого круга ранее неизвестных или малоизвестных и не публиковавшихся документов и ма- териалов по афганской проблематике, открытых и закрытых архивных источ- ников, официальной и официозной прессы Афганистана и других стран, свиде- тельств партийных, государственных и общественных деятелей Афганистана, заслуживающих доверия афганских и зарубежных печатных изданий и личных наблюдений автора во время его пребывания в этой стране в 80 – начале 90-х гг. XX в., знакомств со многими деятелями высшего эшелона левого кабульско- го режима и бесед с ними. В представляемой вниманию читателей книге рассказывается об одном из самых острых периодов афганского кризиса, относящегося к 80 – началу 90- х гг. XX в. Уходя своими корнями к середине прошлого века, этот общенацио- нальный кризис потряс до основания всю общественную и политическую жизнь Афганистана и со временем вышел далеко за пределы его государствен- ных границ, поставив, таким образом, под угрозу мир и безопасность не только региона, но и мира. Именно в лоне данного внутригосударственного конфликта вызрели не без помощи и поддержки извне многочисленные организации и группировки религиозных экстремистов, которые впоследствии составили часть сети международного терроризма. В настоящей книге рассматриваются особенности прихода к власти но- вого афганского руководства во главе с Б. Кармалем, его деятельность по пре- одолению негативных последствий прежнего левацко–авантюристического курса во внутренней и внешней политике Афганистана, созданию новой поли- тической системы общества, проведению реформ и преобразований в области экономики, политике, культуре и социальных отношений и неудавшиеся по- пытки умиротворить страну военными и политическими средствами. Предме- том исследования являются также выяснение побудительных мотивов, характе- ра и последствий эскалации вооруженного вмешательства извне во внутриаф- ганские дела со стороны СССР, США, стран Запада вкупе с консервативными исламскими режимами региона и определение их вины и ответственности за афганскую трагедию и усиление напряженности в мире. Большое место в данной работе занимают анализ усилий правительства Наджибуллы по политическому урегулированию афганской проблемы и показ внутренних и внешних, объективных и субъективных причин провалов и не- удач в осуществлении политики национального примирения. Особое внимание уделено выявлению внутренних слабостей левого кабульского режима и его правящей партии – НДПА, а также порочности советской, а затем российской внешней политики на афганском направлении, обусловивших во многом кру- шение власти левых демократов в Афганистане и приход к правлению в этой стране религиозных экстремистов. В книге показана деструктивная роль афган- ской непримиримой оппозиции в ужесточении и продлении на неисчислимые годы гражданской войны, бед и страданий афганского народа. В книге даны краткие политические портреты выдающихся представи- 4 телей афганской левой демократии Б. Кармаля и М. Наджибуллы, оставивших заметный след в афганской истории последних десятилетий XX в. Без их харак- теристики, как представляется, нельзя понять запутанную и противоречивую ситуацию, которая сложилась на афганской земле в годы гражданской войны. В приложениях, предпосланных к данной работе, приводятся справка об истории возникновения и деятельности других, кроме НДПА, леводемократических ор- ганизаций и группировок, а также два еще не публиковавшихся закрытых до- кумента, связанных с историей НДПА и левого кабульского режима. Хронологически и предметно материалы книги непосредственно связа- ны с ранее написанными автором монографиями «Афганистан: оппозиция и власть (60–70-е гг. XX в.)» и «Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки-Амина (1978–1979 гг.)» и являются их продолжением. Раздел 1. Афганистан, год 1980: становление режима Б. Кармаля «…всякого Венценосца избранного судят с большею строгостью, нежели Венценосца наследственного». Карамзин Н.М. История Государства Российского. Кн. третья Т. XII. – М.: Книга, 1980. – С. 1. «История злопамятнее народа!» Там же. T. IX. – C. 280 Бабрак Кармаль Родился 6 января 1929 года в Камари (близ Кабула). Он был вторым ребен- ком из пяти детей (четыре сына и одна дочь) в семье генерал–полковника Му- хаммада Хусейн–хана. Его отец, пуштун из племени моллахейль, занимал вы- сокие армейские посты, в том числе командовал дивизией и корпусом и являлся генерал–губернатором провинции Пактия (уволен в отставку в 1965 году). Мать Бабрака, таджичка по национальности, умерла, когда он был еще маленьким. Воспитывался второй женой отца (она приходилась сестрой его первой жене). От второго брака у М. Хусейн-хана было еще двое детей. Представляется впол- не естественным, что в семье, где хозяйкой дома была таджичка, больше гово- рили на дари, чем на пушту. В связи с частыми переездами отца Бабрак дли- тельное время проживал в смешанной таджико-пуштунской семье врача Кера- муддина Какара (впоследствии личного хирурга короля). Будучи заключенным королевской тюрьмы (1952–1956 гг.), Бабрак выбрал себе прозвище (фамилию) «Кармаль» (в переводе с пушту – «друг труда»). Не могут не вызывать в связи с этим по меньшей мере улыбку суждения иного ро- да, встречающиеся в трудах некоторых западных авторов (А. Арнольд, Г.С. Бредшер и др.), которые в воинственном антикоммунистическом азарте пыта- лись непременно найти даже в имени этого политического деятеля признаки его принадлежности к «красным». Так, по их мнению, «Кармаль» – это-де аб- бревиатура от слов «Карл Маркс, Ленин» или же фонетическое переложение на языке дари слова «Кремль». Все это не соответствует истине и есть не что иное, как вариант известного сказа про «развесистые сучья столетней клюквы». Среднее образование он получил в престижном столичном лицее «Неджат» (впоследствии он назывался «Амани»), где обучение велось на немецком языке и преподавали немецкие учителя. Атмосфера лицея, основанного в 20-х годах XX в. монархом–реформатором Амануллой-ханом, была традиционно пропи- тана духом вольнодумства и радикализма, идеями модернизации застойного 5 афганского общества и государственного строя в соответствии с веяниями вре- мени. Уже на школьной скамье Бабрак знакомится с либеральными идеями и взглядами и проявляет черты признанного молодежного лидера. Окончание им лицея в 1948 году совпало с расширением в стране демократического движе- ния. Бабрак оказался в его рядах. С момента создания в апреле 1950 года Союза студентов Кабульского университета он становится одним из активных его членов, хотя в это время он еще не был студентом университета. В 1950 году он пытается поступить на юридический факультет данного столичного вуза. Од- нако ему отказывают в этом из-за участия в молодежном демократическом движении и прежде всего как одному из основателей и руководителей Союза студентов. На следующий год он все же добивается зачисления в студенты юридического факультета. Уже в эти годы ярко проявились его выдающиеся ораторские способности. Он принимает активное участие в студенческих ми- тингах, собраниях и дискуссиях, тесно сотрудничает с оппозиционной группи- ровкой и газетой «Ватан» («Родина»), которыми руководил известный афган- ский историк и общественный деятель М.Г.М. Губар. В 1952 году в ходе расправ над оппозиционерами –интеллектуалами, требо- вавшими демократизации общественно-политической жизни страны, Бабрак был арестован и приговорен к четырем годам тюремного заключения. В тю- ремных застенках он познакомился с известным в столице представителем бун- тарской, антимонархической интеллигенции, бывшим офицером полиции Мир Акбаром Хайбаром. Беседы с ним явились важным звеном на пути постижения Б. Кармалем марксистского учения. С выходом из тюрьмы под залог в 1956 го- ду он некоторое время работал переводчиком английского и немецкого языков. В следующем году в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности был призван на действительную военную службу. После ее окончания в 1959 году продолжил учебу в Кабульском университете. В I960 году он успешно за- вершил университетское образование и получил диплом юриста. В 1960–1964 годах работал сначала в бюро переводов министерства просвещения, а затем – в министерстве планирования. В указанные годы окончательно формируются его левые взгляды. По некоторым данным, уже в I960 году он вместе с М.А. Хай- баром организовали первый подпольный марксистский кружок, в который вхо- дили демократически настроенные представители столичной интеллигенции, в основном из числа разночинной молодежи. С момента принятия конституции 1964 года и декларирования в ней права афганских граждан на создание политических партий и организаций начинается период бурной общественно –политической деятельности Б. Кармаля. Вместе с Н.М. Тараки и некоторыми другими лицами он явился одним из создателей На- родно –демократической партии Афганистана. На ее 1 Учредительном съезде, состоявшемся 1 января 1965 года, он избирается заместителем секретаря ЦК партии. Ему было поручено съездом возглавить комиссию по разработке про- граммы и устава НДПА. В следующем году подготовленная под его руково- дством программа партии была принята на пленуме ЦК и опубликована в пер- вом (сдвоенном) номере газеты «Хальк». Весной 1967 года состоялось утвер- ждение и устава НДПА. Б.Кармаль опубликовал в газете «Хальк» ряд статей, в которых обосновал необходимость создания в Афганистане легальной полити- ческой организации и раскрыл цели и задачи леводемократического движения. |
|
Всего комментариев: 0 | |