05:00
Приглашение в школу (сборник)
|
В книге собраны произведения, написанные автором в 1995–2005 гг., часть из которых
публиковалась в периодических изданиях. Рассказы отражают различные стороны недавнего, в основном военного прошлого нашей страны и в ряде случаев основаны на реальных эпизодах жизни автора – участника Великой Отечественной войны. Книга может служить занимательным чтением для широкого круга читателей, в том числе для юношества. От автора Как и для многих моих сверстников, мой самостоятельный путь по жизни определила Великая Отечественная война, начало которой совпало с моим окончанием общеобразовательной школы. Она буквально перечеркнула все мои планы на будущее и, вопреки детским и юношеским пристрастиям, сделала из меня офицера Советской Армии, провела относительно благополучно через горнило сражений, а потом и заставила прослужить в армии в различных ипостасях до законной пенсии. Во время войны пришлось участвовать в боях на Курской дуге, в освобождении от немецких захватчиков Украины и Польши и закончить свой боевой путь в Германии в 1945 году. В послевоенный период пришлось послужить как в войсках, так и в различных учреждениях и штабах Министерства обороны. На пенсии, естественно, набегают мысли о пережитом, увиденном. Возникает потребность записать то, что помню. Один эпизод в моей жизни подтолкнул меня к писательскому труду. В 1946 году в части, где я служил, появился сотрудник Воениздата и предложил нам, ветеранам, написать свои воспоминания о войне для готовившегося сборника. Я, откликаясь на приглашение, заключил издательский договор, представил текст и даже получил аванс. Но, к сожалению, сборник не вышел, так как начался период шпиономании, засекречивания всего и вся, вплоть до воспоминаний участников войны. Сейчас я часто бываю в общеобразовательных школах с рассказами о знаменательных событиях прошедшей войны, делюсь своими воспоминаниями о службе в армии. Внимание и неподдельный интерес учащихся к моим незатейливым сообщениям побудил меня привести в некоторый порядок свои записи об увиденном и пережитом и на их основе создать ряд рассказов. Небольшая часть из них выходила в ряде периодических изданий. Выражаю особую признательность и благодарность Главе управы района Выхино-Жулебино В. Н. Овчинникову, Руководителю муниципального образования Выхино-Жулебино А. И. Николаевой за неоценимую помощь в обеспечении подготовки и издания этой книги. К. Строев Приглашение в школу Сегодня я иду в школу! Домашние смеются: “Поистине, стар что млад!” А что тут смешного? Пригласили провести “Урок мужества” – так это сейчас называется – по случаю Дня Победы. Ну почему я должен отказываться? Ноги ещё держат, “командный голос” сохранился, кое-что слышу, кое-что вижу. Да и не в первый раз я получаю такое приглашение. Встречаюсь с учениками выпускного одиннадцатого класса. Рассказываю про Берлинскую операцию, о том, как мы добывали Победу. Десятки пытливых глаз устремились на меня. Каждый из моих юных слушателей, наверное, уже спланировал свою дальнейшую судьбу. Эх, как я желаю им, чтобы все их планы и мечты сбылись! Не так, как у моего поколения! Непроизвольно переношусь в те далёкие годы, когда я в возрасте внимательно слушающих меня сегодня девушек и юношей тоже строил планы о своём дальнейшем житье-бытье. Но планам этим не суждено было осуществиться. …На исходе весна 1941 года. Позади выпускные экзамены. Осталось получить свидетельство об окончании средней школы. Наш учитель немецкого языка, выходец из немцев Поволжья, с чисто немецкой пунктуальностью подсчитав все мои не выполненные за год уроки, беспомощные “заплывы” у доски и прочие сомнительные “достижения” в овладении его горячо любимым родным языком, грозится поставить мне “тройку” в аттестат зрелости, которая испортит весь его пятёрочно-четвёрочный благопристойный вид. Набираюсь смелости и пробую убедить строгого учителя, что замена “тройки” на “четвёрку” никак не отразится на его незапятнанной репутации, а язык этот мне вряд ли будет необходим в жизни. Но упрямый немец в духе тогдашней пропаганды о том, что мы “будем бить врага на его собственной территории”, возражает мне: – Что ты, Костя! Тебе ещё придётся держать речь перед немецкими рабочими! Так что знание языка очень пригодится! Это же надо, какой провидец! И ведь точно: через неделю после выпуска – война! Правда, до того чтобы произносить речь перед немецкими рабочими, предстояло хлебнуть ой-ой сколько лишений и мук. Сам же наш добрый немец, Отто Яковлевич Роде, как и многие его соплеменники, с началом войны был незамедлительно вывезен “в административном порядке” в Казахстан, где и закончил свой земной путь, оставив мне на память незаслуженную “четвёрку” и росчерк в свидетельстве. Через месяц после начала войны мы уже призывники. Прощайте, все помыслы и мечты о будущем! Идёт война! Какие могут быть помыслы, кроме одного – защиты Отечества?! И отныне течение наших жизней уподобляется хаотичному метанию бумажных корабликов, которые мы ещё недавно пускали в бурные потоки весенних ручьёв, весело журчавших по московским мостовым. Меня включают в группу призывников, направляемых в авиационную школу в Чебоксары. Ну, уж этого я никак не ожидал! Меня, переболевшего всем набором детских болезней, на физкультурных занятиях не слишком привлекательно барахтавшегося на турниках и брусьях, – в общем, не блистающего богатырским здоровьем, – в лётную школу! Хотя, конечно, быть лётчиком очень престижно и заманчиво. Да и рассуждать не время. И вот мы для начала нашей авиационной карьеры выгружаем из контейнеров самолёты ПО-2 – “кукурузники”, прибывшие по железной дороге, а потом, таская лёгкие самолётики за хвосты со станции на аэродром, ощущаем себя уже полноправными членами славного авиационного корпуса. Но недолго я тешил себя иллюзиями. Была проведена повторная медкомиссия, и добрую половину новобранцев отчислили из училища, в том числе и меня. Под вечер жаркого августовского дня внушительная колонна несостоявшихся лётчиков потянулась к волжской пристани. Внезапно хлынул проливной дождь, и мы, вымокшие до нитки, всю ночь ожидали на пристани пароходик, который должен был доставить нас к новому месту службы. Так бесславно закончилась, едва начавшись, моя “лётная карьера”. Остаётся добавить, что спустя полвека случай свёл меня с тем, чью судьбу я мог бы разделить. Он остался в Чебоксарском училище, стал лётчиком и воевал всю войну в эскадрилье “небесных тихоходов”, как образно был назван этот вид самолётов в известном кинофильме. А я оказался в запасном “лыжном” полку в пригороде Горького – в Марьиной роще. В отличие от московской – это была действительно роща. В ней был развёрнут обширный палаточный лагерь для формирования маршевых рот из мобилизованных запасников, отправляемых на фронт. Нас же, недавних школьников, определили в учебный батальон, где готовили младших командиров. Спустя многие годы я так “поэтически” попытался представить пребывание в Марьиной роще: На пароходике по Волге Приплыли в Горький, – и в лесу, Себе внушая мысль о долге, Я службу новую несу. Полк запасной, к тому же “лыжный”, — Учебный батальон. Бегу Я утром к речке – путь не ближний. Сплю ночью, скрючившись в дугу. Не раз в атаку поднимаюсь — Учебный бой. Наперевес С винтовкой в карауле маюсь, Забившись в дождик под навес. С фронтов печальные депеши Читает хмуро политрук, А мы, увы, безгласных пешек Играем роль здесь, как без рук. Октябрь. Загаженный лесочек Снежком присыпан по утрам, — В палатках мёрзнем, и песочек Хрустит, пристав к моим зубам. Осенний лес стоит недвижим, Прозрачен воздух, жёлтый лист Летит к своим собратьям рыжим, И вдалеке трубит горнист. Были в нашей жизни в Марьиной роще подчас и довольно комичные моменты. Например, процесс получения военного обмундирования. Несмотря на то, что прошёл уже не один месяц нашего пребывания в армии, мы всё ещё ходили наполовину в гражданском. Для получения недостающего обмундирования нас периодически водили в горьковский Кремль, где были расположены вещевые склады. Там некто, именовавшийся старшиной Ширяевым, останавливал прибывшую группу счастливчиков перед широко раскрытыми воротами склада, а сам скрывался в его таинственной глубине. Через некоторое время он появлялся оттуда с внушительной охапкой различного обмундирования в руках. Мы же все набрасывались на него, как свора разъярённых псов, и рвали из его рук то, что удавалось схватить, – гимнастёрку, шаровары, портянку, обмотки и прочее. Через мгновение в руках у Ширяева ничего не оставалось, а мы разбредались в стороны и лихорадочно оценивали, насколько добыча соответствовала нашим нуждам. Ненужное выбрасывалось тут же на траву перед складом. А в это время старшина снова удалялся в закрома склада, откуда появлялся через некоторое время с новой охапкой, и всё повторялось несколько раз. Наконец, он объявлял, что на сегодня – всё. Нас, отягощённых “добычей”, вели строем обратно в Марьину рощу, а старшина Ширяев подбирал с зелёного лужка никому не приглянувшиеся вещи, – надо полагать, для их повторного выставления на импровизированных “аукционах”. Через пару-тройку подобных “сеансов” я был полностью обмундирован. Ориентирование в палаточном лагере тоже было делом не из лёгких и приводило подчас к забавным ситуациям. Все палатки были одинаковые и располагались в три ряда вдоль протяжённой передней линейки. Такое единообразие чрезвычайно затрудняло для вновь прибывших поиск своей палатки. Например, мне как-то раз после ужина, когда уже стемнело, надо было пойти за чаем к кухням, расположенным несколько в стороне. Это не составило большого труда, так как кухни были ярко освещены. Но по пути обратно я никак не мог найти свою палатку и несколько раз попадал по ошибке в чужие, нарываясь на ругань их обитателей, улёгшихся к тому времени спать. Пробыли мы в Марьиной роще примерно полтора месяца, после чего произошёл новый поворот в наших судьбах. С некоторых пор в лагерь стали наведываться представители из разных училищ для набора кандидатов в курсанты. Причём наши пожелания этих вербовщиков абсолютно не интересовали. Они просто отсчитывали необходимое им количество людей на утреннем построении и увозили в свои учебные заведения. Это, конечно, нас не очень устраивало. Тем более что среди нас были и те, кто вообще не хотел поступать ни в какие училища. Так, например, такой же призывник, как я, Алякринский, в то время, когда мы с ним, попеременно работая ложками, вычерпывали из котелка положенную нам порцию перлового супа с красной рыбой или горохового пюре, искренне негодовал по поводу происходящего: – Окончить училище – это значит всю жизнь быть кадровым военным. А я не хочу быть военным! Я подам рапорт, чтобы меня перевели в маршевую роту простым солдатом. И он таки осуществил своё намерение, и через некоторое время явился к нам прощаться перед отправкой на фронт, обмундированный во всё новое. Как-то сложилась судьба этого романтика, не пожелавшего “всю жизнь” быть кадровым военным? А нам пришлось придумывать способ, чтобы влиять на неугодную нам процедуру. В нашей палатке был один солдат, который числился писарем при штабе батальона. Он стал нам сообщать, из каких училищ прибывали вербовщики, а мы старались воздерживаться от набора в неугодные нам учебные заведения. Я, следуя детскому увлечению химией, мечтал попасть в училище, готовившее командиров химзащиты. Если бы я знал, какое незавидное положение занимали офицеры химзащиты в войсках во время войны, то, наверное, не стремился посвятить себя этой профессии. Помню, когда я уже попал на фронт, был у нас в батальоне начальник химслужбы – старший лейтенант. Всё его хозяйство находилось где-то в обозе. Как наименее занятый своими прямыми обязанностями, он попеременно с начфином дежурил по батальону. Все его считали бездельником, хотя это была не его вина, а, скорее, беда. Один лишь раз за всю войну он вдруг оказался в центре всеобщего внимания, когда летом 1944 года прошёл слух, что немцы собираются применить химическое оружие. Тогда он ходил по подразделениям гоголем, проводил инструктажи, руководил завозом противогазов, противоипритных пакетов и прочего “реквизита”. И казалось, вероятность химической войны его очень устраивала. Но тогда в запасном полку я не представлял себе всего этого. К счастью, из училища химзащиты никто не приезжал. Пришлось согласиться на инженерное училище. “Всё-таки техника, машины”, – думал я. Кроме того, оно располагалось в пригороде Москвы, и в этом для меня тоже был весьма существенный резон. Велико же было моё разочарование, когда, прибыв в это училище, первое, что мы увидели, – это черенки лопат, торчащих из-за спин курсантов. Оказалось, вся тогдашняя техника инженерных войск, или просто – сапёров, ограничивалась в основном лопатой, топором, пилой да киркомотыгой, которые, к тому же, необходимо было таскать на себе, помимо оружия и прочей амуниции. Но всё-таки я испытывал удовлетворение: в училище меня навестили мои родители, и мне удалось побывать дома. Положение на фронте было критическое. Шёл октябрь 1941 года. В Москве отчётливо была слышна артиллерийская канонада с фронта, почти вплотную придвинувшегося к столице. Все мы были готовы к тому, чтобы, вместо постижения инженерных наук, влиться в ряды защитников города. Однако неведомые вершители нашей судьбы распорядились иначе. Через несколько дней после нашего прибытия было решено эвакуировать всё училище, как мы позже узнали, в Мензелинск, в Татарию. Для начала предстоял пеший марш до Горького – это после того как нас привезли оттуда на поезде! Никогда не забуду этого марша. По Горьковскому шоссе двигалась непрерывная лавина людей – гражданских и военных. И видеть себя в этом разношёрстном потоке, спасавшемся от опасности, было не очень приятно. Утешало лишь то, что мы оказались в такой ситуации не по собственной воле, а как дисциплинированные подчинённые. Временами в небе появлялись немецкие самолёты, и мы, следуя предписаниям военных наставлений, рассыпались по осенним полям и перелескам вдоль дороги. После первых же суток марша у многих обнаружились кровавые мозоли на ступнях. Не миновала эта горькая участь и меня, чему способствовали полученные в училище ботинки на два номера больше моего. К счастью, нашёлся один курсант, которому выдали ботинки на два размера меньше, чем ему было нужно, и мы, к обоюдному удовольствию, обменялись с ним обувью. |
Категория: Проза | Просмотров: 141 | |
Всего комментариев: 0 | |