"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2018 » Июль » 24 » Слово о Матери Солдата
06:00
Слово о Матери Солдата
Слово о Матери Солдата
автор ИЛЬЯС ДАУДИ

Это эссе о живущей ныне, Маме погибшего в Афганистане солдата, -- о нём самом, о настоящей дружбе и боевых товарищах. Повествование основано на реальных событиях.


МОСКВА 1987 год. Я вернулся домой из Армии ранней весной 1987 года. После полученного тяжёлого ранения в ходе одной из войсковых операций, проходил лечение в военных госпиталях на территории республики Афганистан и Туркестанского Военного Округа. Быстро освоив технику хождения на протезе, я восстановился на первый курс ВУЗа с которого добровольцем весной 1985 года призвался в ВС СССР и вновь погрузился в студенческую среду. Учёба поглотила полностью, не оставляя времени для мыслей о личной драме, связанной с полученным на войне увечьем, однако было другое - важное, не дающее мне тогда покоя.

Будучи в бессознательном состоянии - в обрезанном военврачами маскхалате я оставил маленькую записную книжку с адресами и телефонами боевых товарищей по учебке и Афганистану. Перенесённая тяжёлая контузия и продолжительный курс лечения с принятием обезболивающих опустошили мою память, однако всё же адресные данные некоторых из моих товарищей, хоть и с провалами сохранились в моей памяти. Так, я урывками запомнил адрес, ставшего за время службы в учебке, близким - Германа Стрельцова: город Ленинград, Полюстровский проспект, дальше смутно: то ли - дом 5 квартира 99; то ли, дом 99 - квартира 5; возможно дом 95 квартира 9....

Как бы там ни было, ответственность перед памятью погибшего в Афганистане боевого товарища, с кем сильно сдружился в учебке ТуркВО, перед его Мамой, которая приезжала на принятии Военной Присяги в Узбекистан, потерявшей на войне единственного сына 18-ти лет, обязывали меня во что бы то ни стало, навестить её, помочь чем смогу, и в будущем, хотя бы частично заменить ей погибшего сына.

Так в мае 1987 года, я сдал все зачёты, и воспользовавшись паузой перед началом экзаменов уговорил своего земляка-азнакаевца, студента старшего курса нашего института - Ильдуса Фарукшина, вернувшегося с Афганской войны в далёком 1982-м, составить мне компанию для поездки в Ленинград, изложив ему заранее цель нашей поездки. Получив согласие, я двинул на Ленинградский ЖД вокзал за билетами.

Вечером следующего дня мы прибыли на Московский вокзал. Взяв такси, завалились на заднее сидение и назвали водителю адрес - Полюстровский проспект, номер дома указали - 5, решив начать поиск с него - по численному возрастанию. Водитель после получаса извоза по Ленинградским проспектам, привёз нас в какую-то заброшенную и безлюдную промышленную зону.

На наше подозрение, таксист пояснил, мол срезал путь и этой дорогой добраться короче. При этом, внезапно вспомнил, что ему нужно срочно позвонить домой, извинился и припарковал такси у телефонной будки, установленной на углу отселённого одно-подъездного дома. Зайдя в будку и начав, как нам показалось, с кем-то говорить - повернулся к нам спиной.

В это мгновение из подъезда выскочили трое крепких молодцев, обежали такси, резким движением открыли задние двери и, приложили к горлу каждого из нас финские ножи. Двое, громкими голосами прокричали, что-то вроде: "деньги и всё ценное, выкладывай - быстро, иначе порежем на ремни". Схема налёта отработанная - в Питере она имеет своё уникальное название "гоп-стоп".

Паузы - не было, мы мгновенно поняли, что происходит, каждый резким движением зацепил за грудки, нависшего над собой налётчика, втянул в салон и начал жёстко бить и душить. Третий из нападавших, стараясь помочь своим подельникам, залез в переднюю пассажирскую дверь и стал пытаться нанести по нам удары, одновременно оттягивая на себя, того что ближе, уже хрипящего от удушья, товарища. Глаза таксиста, не решавшегося выйти из телефонной будки были полны ужаса.

Десять минут противоборства внутри салона такси, переросло в крепкое избиение налётчиков за его пределами, на тротуаре. Спустя ещё 5 минут, Ильдус практически уже закончил обработку своего клиента, физиономия которого, напоминала мякоть спелого арбуза. Двое других налётчиков, сопротивление практически уже не оказывали, и смирившись с поражением - прихрамывая, держась за бока и вытирая с лица кровь, стали спешно покидать место происшествия. В завершающей фазе инцидента, из окон ветхого дома послышались женские крики, в наш с Ильдусом, адрес: "Бандиты! Посмотрите что делается среди бела дня, а - изверги, сейчас Милицию вызовем!".

Установив для себя наверняка, роль таксиста в организации налёта, мы предложили ему на выбор: либо мы ждём милицию, либо он везёт нас по адресу и остаётся с нами до тех пор, пока мы не отыщем квартиру Стрельцовых. Договорились - о втором. Мы колесили по Полюстровскому проспекту от 5-го к 9-му, 95-му и 99-му домам - до позднего вечера. При подъезде к очередному вероятному адресу, выйдя из такси для установления объекта поиска, мы услышали за спиной звук рванувшего с места нашего такси. Водитель, вероятно утомлённый тяжёлым днём, предполагая что после происшедшего, всё равно, мы от него просто так не отстанем, решил от нас избавиться. Оставшись без колёс и отчаявшись найти квартиру Стрельцовых, решили искать адрес через Районный Военкомат, откуда Герман призывался в Армию. Военкомат, был нашим последним шансом.
Они-то уж точно, должны были знать этот адрес.

Мы остановили такси, и узнав у прохожих адрес ближайшего к Полюстровскому проспекту, Райвоенкомата, направились к нему. К моменту подъезда к Районному Военному Комиссариату (РВК), уже окончательно стемнело, к тому же, это была суббота. Дверь в РВК была заперта, на стук никто не реагировал. Мы обошли здание и в тыльной стороне обнаружили служебную дверь, стали в неё стучаться. Кто-то, предположительно это был дежурный, не отворив дверь и не утруждая себя вежливым обращением спросил: "чего надо?".

Мы сообщили, что приехали из Москвы навестить Маму погибшего в Афгане товарища - назвали его фамилию и отчество Германа, год рождения, особо обратили внимание на то, что призван он был с этого Военкомата, назвали дату гибели в Афганистане - просили, просто дать точный домашний адрес. Ответ был такой: "Ничего вам не скажу, РВК таких сведений не даёт!. Приходите в понедельник в 8.00 к дежурному, а пока идите отсюда по-добру, по-здорову". Сделав небольшую паузу, мы вновь стали стучаться в дверь и эмоционально объяснять, что мы из другого города и не можем ждать до понедельника, и в нашей просьбе нет ничего противозаконного. Голос за дверью окончательно перестал отвечать.

Отчаявшись в перспективе получения у дежурного РВК адреса Стрельцовых, присев от усталости на ступени крыльца служебного входа, мы стали размышлять что делать дальше, как вдруг в прибывающий в кромешной тьме внутренний двор Военкомата осветился ярким светом фар - двух, примчавших с разных сторон. милицейских УАЗ-469 с включёнными мигалками и воем сирен. Мы не успели понять что произошло, когда из глаз полетели искры от непрерывающегося боя резиновых дубинок в исполнении наряда патрульно-постовой службы.

Добросовестно отоварив, на нас надели наручники и повезли в Районное Отделение Милиции. По прибытию на место, нас поместили в камеру с открытой зарешеченной стеной - "обезьянник", куда - в течение ночи со всего района продолжали свозится фигуранты чрезвычайных происшествий. Ночью нас допрашивать не стали. Заняв места по-удобнее на деревянных скамейках, мы заснули.

Наступило утро. О нас будто забыли. Сдающая дежурство смена, не затруднила себя пояснением причин и обстоятельств нашего задержания, перед принимающей. Поэтому, после завершения всевозможных совещаний и летучек, дошла очередь и до нас. Нас сопроводили к дежурному, мы всё подробно рассказали.

Он тот час, связался с базой данных ГУВД и установил место проживания - дом, квартиру, телефон - семьи Стрельцовых на Полюстровском проспекте. Проникнувшись захватывающей историей нашего поиска, дежурный приказал наряду патрульно-постовой службы отвезти нас по данному адресу.

На удачу, Людмила Васильевна оказалась дома. Сложно передать, какое волнительное чувство он пережила увидев нас на пороге своей квартиры. Зайдя домой к Стрельцовым, я увидел большой портрет Германа на стене в зале. Все вещи: книги, магнитофон, кассеты остались недвижимы после его смерти.

Людмила Васильевна приготовила завтрак, мы быстро поели и поехали на Северное кладбище, к могиле Германа. Нашему взору предстал - свежий ряд могил, воинов погибших в Афганистане. Как сейчас помню, насколько тяжело было смотреть на маму потерявшую на войне восемнадцати летнего сына.
Мы с Ильдусом, просто стояли и молчали, глядя на то как она что-то делала на могиле Германа.
С памятника на нас смотрел совсем ещё молодой, улыбающийся кучерявый парень.
                                                                           
Особо запомнилось, по соседству с могилой Германа, покоится молодой совсем парень, лётчик - старший лейтенант, на надгробье которого, вероятно, тоже - Мамой были написаны слова:
"Ты моё счастье, мое горе, моя любовь, моя печаль." Побыв какое-то время на кладбище мы вернулись к Людмиле Васильевне домой, за вечерним ужином помянули Геру.
Утром следующего дня, мы с Ильдусом поехали в "Магазин обоев", решив сменить гнетущую обстановку в квартире, где буквально всё, напоминало Людмиле Васильевне о погибшем сыне, да и вообще - оставить о своём приезде добрую память. Обои, конечно же, мы купили, но поклеить - Людмила Васильевна нас отговорила, сославшись на предстоящий в ближайшее время, капитальный ремонт в квартирах её подъезда.

С этого визита с Гериной Мамой, Людмилой Васильевной Стрельцовой - установились добрые и родственные отношения. На протяжении многих дальнейших лет, чем мог, я всегда старался заменить ей сына.
Великая Отечественная война (1941-1945) застала Людмилу Васильевну Стрельцову полугодовалым младенцем во Пскове. В семье из трёх детей, кроме маленькой Люды 1941 года рождения. были старшие - сестра 1938 и брат 1939 годов рождения. Немцы, вошедшие во Псков, депортировали Людмилу Васильевну вместе с малолетними - братом и сестрой в Концентрационный лагерь близ Кёнингсберга. Из концлагеря малолетних Стрельцовых и их Маму, освободили бойцы Красной Армии.

Война закончилась, Людмила Васильевна поступила на вечернее отделение в Псковский политехнический институт, познакомилась с будущим мужем Владимиром, а 10 апреля 1967 года у супругов родился сын Герман. Семья была очень счастливой. Однако в 1971 году, когда Герману было всего 4 года, в семью Стрельцовых постучалась беда - муж Людмилы Васильевны, Владимир погибает в автомобильной катастрофе.
В дальнейшем, Людмила Васильевна, бессменно проработавшая на одном из закрытых военных заводов Ленинграда, так и не устроила личную жизнь с другим мужчиной, целиком посвятив себя воспитанию сына.
На радость Маме, Герман рос - спортивным, начитанным и воспитанным парнем. В классе его очень любили.

АФГАНИСТАН. Утро 15 октября 1986, выдалось туманным, на аэродроме Пули-Хумри, десантные группы ждали приказа грузиться в вертолёты для высадки в горы.
Прибывшие в начале августа 1985 года в республику Афганистан для прохождения дальнейшей службы - курсанты-разведчики учебной разведроты были распределены по разведывательным подразделениям 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в северо-восточной части страны. К началу армейской войсковой операции в долине Андараб в октябре 1985-го, молодые разведчики имели опыт участия в двух плановых боевых действиях и нескольких засадах.

Надо отметить, тяготы и лишения в период подготовки на полигоне и в горном учебном центре ТуркВО - перед отправкой в Афганистан, за три месяца совместной службы, в дополнение: к боевым навыкам, воле и характеру, привили будущим разведчикам: сплочённость и крепкую солдатскую дружбу.
Перед началом операции в Андарабе, судьба предоставила боевым товарищам по учебке, радостный случай общей встречи.
На краю взлётной полосы, за уложенными в ряд - рюкзаками и личным оружием, будто по паровозному гудку, с разных концов аэродрома слетелись повидаться друзья из учебной разведроты - крепко обнимались, смеялись, курили, шутили.
Спустя небольшой промежуток времени последовал приказ подразделениям - быть в готовности к погрузке в вертолёты и все парни разбежались по своим подразделениям.

ГЕРМАН. Стрельцов Гера родился и вырос в Ленинграде. Он закончил среднюю школу с хорошими оценками, однако в ВУЗ поступать не стал, решив сначала отслужить в Армии. Чтобы не терять время даром, поступил в ПТУ от оборонки.
Дождавшись наступления весны и исполнения 18 лет - 10 апреля 1985 года и пройдя Военно-Врачебную Комиссию в Районном Военкомате - 18 апреля Герман призвался в ряды Вооружённых сил СССР.

С Германом я познакомился в первые дни Курса Молодого Бойца - после стычки, завершившейся примирением.
Высокий, блондин с голубыми глазами, на гражданке был кучерявым. Манера поведения, стиль общения, преданность родному городу, подчёркивали в нём подлинного интеллигента, патриота Питера - северной и культурной столицы России.
В редкие минуты отдыха в учебке, Герман с теплотой и любовью рассказывал мне о Ленинграде, о его истории, о людях которые в нём живут.

В Афганистане Герман был распределён в разведывательную роту 395-го мотострелкового полка в городе Пули-Хумри в Келагайской долине. К началу общевойсковой операции в октябре 1986 года, Герман имел опыт участия в двух операциях и ряде засадных действий. Разведывательная рота 395 полка, в которой служил рядовой Герман Стрельцов выполняла боевую задачу по выходу на заданный рубеж на горном участке, в районе одного из перевалов соединяющих Андарабскую долину с Панджшерским ущельем. Внезапно по передовому дозору в котором следовал рядовой Герман Стрельцов, был открыт кинжальный огонь.

Получивший ранение, рядовой Герман Стрельцов, не удержал равновесия с отвесной скалы сорвался в глубокую пропасть.
Шанса выжить у Германа не было. Когда бой затих, разведчики, обеспечив себе прикрытие с гор, с привлечением дополнительных сил, извлекли тело Германа со дна ущелья.
К могиле Германа Стрельцова, погибшего в Афганистане 33 года назад продолжают возлагать цветы его друзья и одноклассники. Это ли не свидетельство того, "каким Он парнем был" -- "С короткой биографией, Великою судьбой". (Ю. Визбор)


СТРАНИЦА ГЕРМАНА НА САЙТЕ ЧЕРНЫЙ ТЮЛЬПАН

Стрельцов Герман Владимирович
рядовой
12.04.1967 –17.10.1985

Стрельцов Герман Владимирович – разведчик, рядовой.
Родился 12 апреля 1967 года в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург, Россия). Русский. В 1984 году окончил среднюю школу №143 города Ленинграда, в 1985 году – профессионально-техническое училище №35.
В Вооруженные Силы СССР призван 16 апреля 1985 года Красногвардейским районным военным комиссариатом города Ленинграда.
В Республике Афганистан с сентября 1985 года. Служил разведчиком разведывательной роты 395-го мотострелкового полка 201-й мотострелковой дивизии (войсковая часть полевая почта 24785; город Пули-Хумри, провинция Баглан).
17 октября 1985 года погиб в бою.
Похоронен на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно).
Категория: Проза | Просмотров: 419 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]