"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2015 » Апрель » 17 » В песках Регистана Кандагар

09:26
В песках Регистана Кандагар
В песках Регистана

Автор: Сергей Козлов
                                                    По­гон­щи­ки верб­лю­дов 
Бли­же к осе­ни 1986 го­да 173 ооСпН, дис­ло­ци­ро­вав­ший­ся не­да­ле­ко от аэ­ро­дро­ма Кан­да­гар, сво­ей ак­тив­ной дея­тель­но­стью поч­ти пол­но­стью пре­сек пе­ре­ме­ще­ние ка­ра­ва­нов в час­ти сво­ей зо­ны от­вет­ст­вен­но­сти, ко­то­рая ле­жа­ла се­вер­нее пус­ты­ни Ре­ги­стан. Имен­но там про­хо­ди­ли ос­нов­ные ка­ра­ван­ные мар­шру­ты, по ко­то­рым мод­жа­хе­ды, ис­поль­зуя ав­то­мо­би­ли вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти "Си­мург", спо­соб­ные пе­ре­во­зить до 2 тонн гру­за, обыч­но дос­тав­ля­ли ору­жие и бо­е­при­па­сы воюю­щим от­ря­дам. По тем же про­се­лоч­ным до­ро­гам они вез­ли в Па­ки­стан нар­ко­ти­ки и день­ги для за­куп­ки но­во­го ору­жия. Эти же пу­ти ис­поль­зо­ва­лись, ко­гда мод­жа­хе­ды от­прав­ля­лись на от­дых в Па­ки­стан или вы­во­зи­ли тя­же­ло­ра­не­ных для ле­че­ния в ста­цио­нар­ных ус­ло­ви­ях. 

Те­перь мод­жа­хе­ды не мог­ли бес­пре­пят­ст­вен­но пе­ре­ме­щать­ся в тех рай­онах, ко­то­рые ра­нее счи­та­лись не­дос­туп­ны­ми для "шу­ра­ви". Груп­пы спец­на­за по­яв­ля­лись вне­зап­но да­же там, где раз­вед­ка мод­жа­хе­дов вни­ма­тель­но ис­сле­до­ва­ла мар­шрут и га­ран­ти­ро­ва­ла безо­пас­ность. Не­смот­ря на каз­ни раз­вед­чи­ков и дру­гие ме­ры уст­ра­ше­ния, ре­зуль­тат не из­ме­нял­ся. Нель­зя ска­зать, что не­воз­мож­но бы­ло со­всем пе­ре­гнать ка­ра­ван. Но риск его по­те­рять был очень ве­лик. Ка­ра­ван - это день­ги, а день­ги те­рять не лю­бит ни­кто.
 
Нель­зя не от­ме­тить су­ще­ст­вен­ный фак­тор, ко­то­рый иг­рал важ­ную роль в столь вы­со­кой ре­зуль­та­тив­но­сти. Он за­клю­чал­ся в лич­ном кон­так­те ка­пи­та­на Сер­гея Бо­ха­на, ко­то­рый в тот пе­ри­од уже око­ло го­да был ком­ба­том 173-го от­ря­да, с за­мес­ти­те­лем стар­ше­го со­вет­ни­ка ХАД в зо­не "Юг" под­пол­ков­ни­ком Ев­ге­ни­ем Ба­ло­вым. Аген­тур­ная сеть, ко­то­рую соз­дал Ба­лов, дей­ст­ви­тель­но ра­бо­та­ла и да­ва­ла цен­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рую мож­но бы­ло реа­ли­зо­вы­вать спец­на­зу. Бо­хан рас­ска­зы­вал: "В те ве­че­ра, ко­гда груп­пы от­ря­да не вое­ва­ли, я уез­жал на вил­лу к Ба­ло­ву, где мы вме­сте на­но­си­ли на мою ра­бо­чую кар­ту всю до­бы­тую Ба­ло­вым ин­фор­ма­цию. Ино­гда он дей­ст­во­вал по мо­ему за­ка­зу, ко­гда мне тре­бо­ва­лось про­ве­рить ту или иную ин­фор­ма­цию, по­сту­пив­шую из дру­гих ис­точ­ни­ков". Сто­ит ли го­во­рить, что ра­бо­тать по дос­то­вер­ной ин­фор­ма­ции на­мно­го про­ще, чем до­бы­вать ее са­мо­му и са­мо­му реа­ли­зо­вы­вать. Но­вый тан­дем "КГБ - спец­наз ГРУ" дал хо­ро­шие ре­зуль­та­ты. 

Ка­за­лось бы, за­да­чу спец­наз вы­пол­нил. Но ру­ко­во­дство в шта­бе ар­мии и Тур­кВО тре­бо­ва­ло... ре­зуль­та­тов. По­пыт­ки ком­ба­та объ­яс­нить, что это и есть ре­зуль­тат, ни­ко­го не убе­ди­ли. 

На­вер­ное, это был один из тех слу­ча­ев, ко­гда тре­бо­ва­ния ру­ко­во­дства бы­ли все-та­ки обос­но­ван­ны. Как по­ка­за­ли дан­ные аген­ту­ры Ев­ге­ния Ба­ло­ва, "ду­хи" то­же не дре­ма­ли. Они ре­ши­ли ис­поль­зо­вать уча­сток зо­ны от­вет­ст­вен­но­сти от­ря­да, ко­то­рый он прак­ти­че­ски не кон­тро­ли­ро­вал. Это бы­ла пус­ты­ня Ре­ги­стан - ог­ром­ная тер­ри­то­рия, по­кры­тая пес­ком. От­ряд ту­да не стре­мил­ся хо­дить по ря­ду при­чин. 

Пре­ж­де все­го, это слож­ность ори­ен­ти­ро­ва­ния и вы­яв­ле­ния ка­ра­ван­ных пу­тей. Нуж­но бы­ло ро­дить­ся и жить в пус­ты­не, что­бы эф­фек­тив­но ра­бо­тать в ней про­тив мод­жа­хе­дов. Ло­вить но­чью в пус­ты­не ка­ра­ван, со­стоя­щий из вьюч­ных жи­вот­ных, - все рав­но, что ис­кать чер­ную кош­ку в тем­ной ком­на­те. Мож­но си­деть в двух-трех сот­нях мет­ров от ка­ра­ван­но­го мар­шру­та и не уви­деть и не ус­лы­шать, как прой­дет ка­ра­ван. 

Вто­рая при­чи­на за­клю­ча­лась в слож­но­сти вы­жи­ва­ния в ус­ло­ви­ях пус­ты­ни. 

Тре­тья - в том, что в дру­гих рай­онах мож­но бы­ло дей­ст­во­вать на­мно­го эф­фек­тив­нее, по­сколь­ку ин­тен­сив­ность пе­ре­бро­ски ка­ра­ва­нов на ав­то­мо­би­лях по до­ро­гам бы­ла на по­ря­док вы­ше ин­тен­сив­но­сти пе­ре­бро­ски че­рез Ре­ги­стан. Те­перь это­го ко­зы­ря не ста­ло. 

И не­из­вест­но, как бы по­вер­ну­лось де­ло, ес­ли бы в один пре­крас­ный день под­пол­ков­ник Ба­лов не при­вез в от­ряд не­кую бо­ро­да­тую лич­ность. С за­ка­тан­ны­ми ру­ка­ва­ми и буй­ной рас­ти­тель­но­стью, гость про­из­во­дил силь­ное впе­чат­ле­ние. Пе­ре­вя­зан­ный крас­ным плат­ком, как пи­рат, он и был по­хож на од­но­го из гра­би­те­лей мо­рей. "Зна­комь­ся: Ма­ланг, - Ба­лов пред­ста­вил Бо­ха­ну бо­ро­да­ча. - Пре­крас­но зна­ет пус­ты­ню". Имя не­сколь­ко на­пряг­ло, по­сколь­ку ли­де­ром ИПА в про­вин­ции был мул­ла Ма­ланг. Но как вы­яс­ни­лось при зна­ком­ст­ве, это был за­мес­ти­тель во­ж­дя од­но­го из пле­мен бе­луд­жей и к сво­ему пе­чаль­но из­вест­но­му тез­ке от­но­ше­ния не имел.
Бе­луд­жи - до­воль­но во­ин­ст­вен­ное пле­мя, про­жи­ваю­щее как в Аф­га­ни­ста­не, так и в Па­ки­ста­не и Ира­не. Тер­ри­то­рия, ко­то­рую они счи­та­ют сво­ей, на­хо­дит­ся на сты­ке этих трех го­су­дарств. Уже не од­ну сот­ню лет бе­луд­жи без­ус­пеш­но бо­рют­ся за соз­да­ние не­за­ви­си­мо­го Бе­луд­жи­ста­на. По­это­му они в рав­ной сте­пе­ни не­на­ви­дят как аф­ган­цев, так и па­ки­стан­цев и иран­цев. На­вер­ное, вос­точ­ный прин­цип: "Враг мое­го вра­га - мой друг" и по­зво­лил со­труд­ни­чать бе­луд­жам и под­раз­де­ле­ни­ям Со­вет­ской ар­мии. 

Доб­ро­воль­ный по­мощ­ник 

Вспо­ми­на­ет Сер­гей Бо­хан: "Ма­ланг рас­ска­зал, что те­перь "ду­хи" бо­ят­ся во­зить ору­жие по при­выч­ным мар­шру­там. По­сколь­ку "шу­ра­ви" в пус­ты­не поч­ти не ра­бо­та­ют, а ес­ли и ра­бо­та­ют, то днем и с вер­то­ле­тов, "ду­хи" ре­ши­ли по но­чам пе­ре­бра­сы­вать ору­жие и бо­е­при­па­сы, ко­то­рые дос­тав­ля­ли в ка­кой-ли­бо при­гра­нич­ный аф­ган­ский киш­лак на ма­ши­нах из Па­ки­ста­на. В киш­ла­ке ка­ра­ван пе­ре­гру­жа­ли на верб­лю­дов, и но­ча­ми пе­ре­прав­ля­ли че­рез пус­ты­ню, вы­хо­дя в рай­оне киш­ла­ков в 10-20 ки­ло­мет­рах от юж­ных ок­ра­ин Кан­да­га­ра и его зна­ме­ни­той зе­лен­ки - вот­чи­ны "ду­хов", ку­да да­же спец­наз ста­рал­ся без осо­бой ну­ж­ды не со­вать­ся. Ма­ланг го­тов был ука­зать клю­че­вые точ­ки, где мож­но пе­ре­хва­тить ка­ра­ван. При этом в от­ли­чие от обыч­ных аф­ган­ских ин­фор­ма­то­ров, Ма­ланг ни­че­го не про­сил вза­мен за свою ин­фор­ма­цию. Толь­ко од­на­ж­ды на пол­ном серь­е­зе пред­ло­жил мне схо­дить в Па­ки­стан и там грох­нуть ге­не­ра­ла Зия-уль­-Х­ака, что­бы по­том соз­дать не­за­ви­си­мый Бе­луд­жи­стан. Прав­да, силь­но на реа­ли­за­ции этой за­теи не на­стаи­вал". 

По­ре­ши­ли на том, что, как толь­ко у Ма­лан­га по­яв­ля­ет­ся ин­те­рес­ная ин­фор­ма­ция о дви­же­нии ка­ра­ва­на с ору­жи­ем и бо­е­при­па­са­ми, он при­хо­дит к Ба­ло­ву, и да­лее они вме­сте при­ез­жа­ют в от­ряд, где Ма­ланг ос­та­ет­ся и го­то­вит­ся с груп­пой спец­на­за на вы­ход в ка­че­ст­ве про­вод­ни­ка. 

Ин­фор­ма­ция бы­ла, без­ус­лов­но, весь­ма ин­те­рес­ной. Те­перь ком­ба­ту на­до бы­ло ду­мать, как дос­тать "ду­хов" в пус­ты­не. 

Бо­хан вспо­ми­на­ет: "У Ма­лан­га сло­жи­лись наи­бо­лее близ­кие от­но­ше­ния с офи­це­ра­ми 2-й ро­ты от­ря­да. Ко­ман­ди­ром ро­ты был Ва­ле­ра По­пов, сго­рев­ший не­сколь­ко ме­ся­цев спус­тя в вер­то­ле­те, ко­то­рый упал по ви­не пи­ло­тов. До по­след­не­го Ва­ле­ра спа­сал сво­их бой­цов, вы­тал­ки­вая их че­рез бли­стер го­ря­щей вер­туш­ки. Сам он вы­брать­ся не ус­пел. Вме­сте с ним сго­ре­ли про­вод­ник с со­ба­кой и еще один раз­вед­чик. Но в то вре­мя он был жив и здо­ров. Его за­мес­ти­те­лем был Во­ло­дя Гу­сев, пе­ре­ве­ден­ный во вто­рую ро­ту из пер­вой на уси­ле­ние. Ко­ман­дир груп­пы - Сер­гей Леж­нев. Гу­сев и Леж­нев окон­чи­ли Ря­зан­ское воз­душ­но-де­сант­ное учи­ли­ще, да к то­му же оба в учи­ли­ще изу­ча­ли фар­си. Это и по­зво­ли­ло нор­маль­но об­щать­ся с Ма­лан­гом, ко­то­рый по­ми­мо сво­его язы­ка знал и фар­си, и пуш­ту, и да­ри. Имен­но вто­рая ро­та и на­ча­ла реа­ли­зо­вы­вать эту идею". 

Сна­ча­ла по­про­бо­ва­ли от­ра­бо­тать без Ма­лан­га, про­сто для про­вер­ки дос­то­вер­но­сти дан­ных. В ука­зан­ном мес­те груп­па вы­са­ди­лась с вер­то­ле­тов и ус­пеш­но от­ра­бо­та­ла, за­бив не­боль­шой ка­ра­ван. 

Но на­сле­див од­на­ж­ды, спец­наз во­лей-не­во­лей по­вы­сил бди­тель­ность "ду­хов" в пус­ты­не. 

Те­перь вы­сад­ка груп­пы с вер­то­ле­та фик­си­ро­ва­лась на­блю­да­те­ля­ми. Это толь­ко не­по­свя­щен­но­му ка­жет­ся, что пус­ты­ня мерт­ва. На са­мом де­ле она жи­вет. И не толь­ко жиз­нью на­се­ко­мых и пре­смы­каю­щих­ся. В пус­ты­не у душ­ма­нов то­же бы­ли свои гла­за и уши. Как их об­ма­нуть, под­ска­зал Ма­ланг. 

Он пред­ло­жил груп­пе спец­на­за ис­поль­зо­вать на­цио­наль­ную оде­ж­ду. Бла­го опыт к это­му вре­ме­ни в этом был боль­шой. Прав­да, в по­след­нее вре­мя спец­на­зов­цы пе­ре­оде­ва­лись ма­ло, что то­же ра­бо­та­ло на них. "Ду­хи" от­вы­кли от мас­ка­рад­ных прие­мов, ак­тив­но ис­поль­зо­вав­ших­ся в 1984 го­ду. Но од­но­го пе­ре­оде­ва­ния для то­го, что­бы вы­ло­вить ка­ра­ван в пус­ты­не, ма­ло. Ма­ланг раз­вил свою идею, ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, что груп­па, от­ло­вив в пус­ты­не не­сколь­ко верб­лю­дов, на­вью­чи­ва­ет их и, изо­бра­жая ка­ра­ван и мод­жа­хе­дов, дви­га­ет­ся на­встре­чу ка­ра­ва­ну по ка­ра­ван­но­му мар­шру­ту. Ну а даль­ше все яс­но. 

Сер­гей Бо­хан вспо­ми­на­ет: "Он рас­ска­зал и поз­же по­ка­зал, как ло­вить в пус­ты­не ди­ких верб­лю­дов. Мы по сво­ей ев­ро­пей­ской не­ос­ве­дом­лен­но­сти на­ив­но по­ла­га­ли, что в пус­ты­не ди­ких верб­лю­дов нет, что все они чья-то соб­ст­вен­ность. Но Ма­ланг рас­ска­зал, что для то­го, что­бы пе­ре­гнать ка­ра­ван, ме­ст­ные ло­вят верб­лю­дов сле­дую­щим об­ра­зом. Ме­ж­ду двух бар­ха­нов на­тя­ги­ва­ет­ся ве­рев­ка. Не­сколь­ко че­ло­век го­нят ди­ко­го верб­лю­да имен­но в эту ло­вуш­ку. Глав­ное, что­бы верб­люд, спо­ткнув­шись, упал. И тут уж не зе­вай. На­ва­лить­ся на­до на не­го всей тол­пой, что­бы кто-то уме­лый ему в ноз­д­рю коль­цо вста­вил и ве­рев­ку при­вя­зал. Даль­ше верб­лю­да мож­но гру­зить и ис­поль­зо­вать в ка­ра­ва­не. Пе­ре­гнав ка­ра­ван, "ду­хи" верб­лю­дов рас­пус­ка­ли, а при на­доб­но­сти сно­ва ло­ви­ли. Так мень­ше мо­ро­ки с их со­дер­жа­ни­ем". 

Реа­ли­за­ция этой идеи по­зво­ля­ла груп­пе спец­на­за про­ник­нуть ту­да, ку­да рань­ше не сту­па­ла но­га со­вет­ско­го сол­да­та. На­ли­чие вьюч­но­го транс­пор­та по­зво­ля­ло спец­на­зов­цам взять боль­ше и тя­же­ло­го ору­жия, и бо­е­при­па­сов. Дей­ст­вие в не­зна­ко­мом рай­оне, ку­да вер­туш­ки мог­ли до­ле­теть, но дей­ст­во­вать там не­дол­го, тре­бо­ва­ло та­ких мер пре­дос­то­рож­но­сти. 

Вме­сто од­но­го рас­че­та АГС-17 в груп­пу до­бав­ля­лись еще один или два-т­ри бое­ком­плек­та ко все­му ору­жию. 

Мас­ка­рад 

Для то­го, что­бы груп­па не бы­ла рас­кры­та про­тив­ни­ком из-за ка­ки­х-то слу­чай­ных оши­бок в оде­ж­де или по­ве­де­нии, Ма­ланг лич­но по­мог об­ла­чить­ся лич­но­му со­ста­ву и офи­це­рам в тро­фей­ную оде­ж­ду. Это уже бы­ла не та "на­цио­наль­ная" оде­ж­да, по­ши­тая в Таш­кен­те из хлоп­ча­то-бу­маж­ной тка­ни зе­ле­но­го цве­та, а "род­ная"! Но ее на­до бы­ло но­сить пра­виль­но. Ма­ланг по­ка­зал, как пра­виль­но на­до на­ма­ты­вать чал­му, как под­би­рать жи­лет к длин­ной ру­ба­хе и не­объ­ят­ным аф­ган­ским шта­нам. Как но­сить сна­ря­же­ние. Ко­неч­но, при не­по­сред­ст­вен­ном столк­но­ве­нии лоб в лоб скрыть сла­вян­ские фи­зио­но­мии спец­на­зов­цев бы­ло не­воз­мож­но. Но вот на не­ко­то­ром рас­стоя­нии груп­па мог­ла за­про­сто сой­ти за бан­ду мод­жа­хе­дов. Для дос­то­вер­но­сти и бой­цам, и офи­це­рам раз­ре­ши­ли от­ра­щи­вать бо­ро­ды в те­че­ние ме­ся­ца. 

Гу­се­ву не по­мо­га­ло ни зна­ние язы­ка, ни от­пу­щен­ная бо­ро­да. При рос­те око­ло двух мет­ров со сла­вян­ской внеш­но­стью он на аф­ган­ца был ма­ло по­хож. Леж­нев же вы­гля­дел дос­то­вер­нее. 

Сер­гей Бо­хан: "Ко­гда об­щая под­го­тов­ка груп­пы бы­ла за­кон­че­на, при­был Ма­ланг с дву­мя свои­ми по­мощ­ни­ка­ми и со­об­щил о ка­ра­ва­не, ко­то­рый ожи­дал­ся в бли­жай­шие но­чи при­мер­но в 120 ки­ло­мет­рах юж­нее Кан­да­га­ра. Груп­па де­сан­ти­ро­ва­лась у не­боль­шо­го ста­да. Прав­да, им уда­лось пой­мать толь­ко трех верб­лю­дов вме­сто пя­ти. Ма­ланг по­стро­ил груп­пу так, как обыч­но дви­га­ет­ся ка­ра­ван, и они тро­ну­лись в путь в на­прав­ле­нии ка­ра­ван­но­го мар­шру­та. Шли око­ло су­ток, при этом два раза днем на­толк­ну­лись на сто­ян­ки "ду­хов". К од­ной сто­ян­ке вы­шел Ма­ланг. О чем он с ни­ми го­во­рил, не­из­вест­но, но груп­па даль­ше про­шла бес­пре­пят­ст­вен­но. 

Сле­дую­щая встре­ча по­лу­чи­лась бо­лее на­пря­жен­ной. "Ду­хи" за­ста­ви­ли груп­пу ос­та­но­вить­ся, и вме­сте с Ма­лан­гом ко вто­рой сто­ян­ке при­шлось ид­ти Леж­не­ву с Гу­се­вым. Груп­па рас­по­ло­жи­лась не­по­да­ле­ку. Ак­цент, ко­то­рый был у Гу­се­ва и Леж­не­ва, да­же на фар­си скрыть бы­ло не­воз­мож­но. По­это­му Ма­ланг ле­ген­ди­ро­вал это тем, что Гу­сев и Леж­нев с се­вер­ных про­вин­ций и по­то­му не по­ни­ма­ют пуш­ту. Гос­тей хо­зяе­ва при­гла­си­ли по­пить чаю. Двое из "се­вер­ных" гос­тей го­во­ри­ли ма­ло. Ма­ланг пе­ре­во­дил им раз­го­вор".
Хо­ро­шая под­го­тов­ка и вы­держ­ка по­мог­ли раз­вед­чи­кам ус­пеш­но отыг­рать этот спек­такль. Ни­кто из хо­зя­ев ни­че­го не за­по­доз­рил. Груп­па дви­ну­лась даль­ше к ка­ра­ван­ной тро­пе. При­бы­ли, ко­гда стем­не­ло, и се­ли в за­са­ду. Но, к со­жа­ле­нию, вы­ход ока­зал­ся не­удач­ным. 

Груп­па бы­ла об­на­ру­же­на раз­вед­кой душ­ма­нов, ко­то­рая шла из рай­она Кан­да­га­ра в Па­ки­стан. Как на­зло, два раз­вед­чи­ка по­лез­ли на бар­хан, где си­де­ла од­на из под­групп. Там их и по­ре­ши­ли. За­вя­зал­ся бой. Ут­ром груп­па бы­ла эва­куи­ро­ва­на. 

По­сле это­го Ма­ланг еще не­сколь­ко раз да­вал ин­фор­ма­цию о дви­же­нии ка­ра­ва­нов в пус­ты­не, но Бо­хан на нее не реа­ги­ро­вал по раз­ным при­чи­нам. Ли­бо мар­шрут про­хо­дил вне до­ся­гае­мо­сти си­ла­ми и сред­ст­ва­ми, имев­ши­ми­ся у ком­ба­та, ли­бо груз не пред­став­лял ин­те­ре­са (кон­тра­бан­да, нар­ко­ти­ки). 

Слад­кая ин­фор­ма­ция 

Сер­гей Бо­хан: "Вто­рой раз я взял на реа­ли­за­цию ин­фор­ма­цию от Ма­лан­га осе­нью 1986 го­да, ко­гда Же­ня Ба­лов был в от­пус­ке. Вме­сто не­го при­был под­пол­ков­ник, ко­то­рый под­ме­нял его на вре­мя от­пус­ка со сво­им под­со­вет­ным ка­пи­та­ном ХАД. То­гда я ви­дел его впер­вые, прав­да, от Ба­ло­ва слы­шал не­ле­ст­ные от­зы­вы о нем. 

Ма­ланг рас­ска­зал, что к пе­ре­бро­ске в рай­он Кан­да­га­ра, где как раз в это вре­мя 70-я бри­га­да пла­ни­ро­ва­ла про­ве­де­ние оче­ред­ной за­чи­ст­ки кан­да­гар­ской зе­лен­ки, го­то­вит­ся ка­ра­ван из де­вя­ти ав­то­мо­би­лей "Си­мург" с тя­же­лым ору­жи­ем (круп­но­ка­ли­бер­ные и 7,62-мм стан­ко­вые пу­ле­ме­ты, ми­но­ме­ты, без­от­кат­ные ору­дия). 

Но уда­ле­ние до мес­та, где ка­ра­ван пла­ни­ро­ва­лось пе­ре­гру­жать с ма­шин на верб­лю­дов, со­став­ля­ло по пря­мой око­ло 200 ки­ло­мет­ров, а от гра­ни­цы с Па­ки­ста­ном - 8-10 ки­ло­мет­ров, не бо­лее. На­ши вер­то­ле­ты ту­да и об­рат­но мог­ли толь­ко до­ле­теть. Ес­ли бы воз­ник­ли ка­кие-то ос­лож­не­ния, ни эва­куа­ции, ни под­держ­ки с воз­ду­ха ждать не при­хо­ди­лось. "Два­дцать­чет­вер­ки" без до­за­прав­ки то­же бы ра­бо­тать над на­ми не смог­ли. Су-25, с ко­то­ры­ми у нас бы­ло от­ра­бо­та­но пре­крас­ное взаи­мо­дей­ст­вие, ту­да мог­ли до­ле­теть лег­ко, но... им за­пре­ща­лось ра­бо­тать в зо­не бли­же 16 ки­ло­мет­ров от гра­ни­цы с Па­ки­ста­ном, что­бы слу­чай­но не на­нес­ти удар по со­пре­дель­ной тер­ри­то­рии. 

По­лу­ча­лось, что в мес­те раз­груз­ки ка­ра­ван нам ни­как не взять. От­ка­зы­вать­ся от ин­фор­ма­ции мы не ста­ли, уж боль­но серь­ез­ный был груз в нем. Ре­ши­ли ло­вить его в пус­ты­не, по­сле то­го как он бу­дет пе­ре­гру­жен на верб­лю­дов. Ма­ланг по до­го­во­рен­но­сти ос­тал­ся в от­ря­де".
 
Од­на­ко идея взять ка­ра­ван це­ли­ком, в мес­те его раз­груз­ки, не да­ва­ла ком­ба­ту по­коя. На­крыть весь груз ра­зом, а не ло­вить его час­тя­ми по мно­же­ст­ву ве­ро­ят­ных троп Ре­ги­ста­на, на­мно­го ин­те­рес­нее. Бо­хан при­ки­ды­вал в уме раз­лич­ные ва­ри­ан­ты и на­ко­нец при­ду­мал ор­га­ни­зо­вать пря­мо на трас­се Кан­да­гар - Спин­буль­дак (на­хо­дит­ся на гра­ни­це с Па­ки­ста­ном) пункт до­за­прав­ки для вер­то­ле­тов. Эту трас­су кон­тро­ли­ро­ва­ли от­ря­ды Ист­ма­та, ме­ст­но­го Бать­ки Мах­но, ко­то­рый был лоя­лен к су­ще­ст­во­вав­ше­му ре­жи­му. По­это­му пункт до­за­прав­ки был в от­но­си­тель­ной безо­пас­но­сти. Для то­го что­бы эта безо­пас­ность бы­ла обес­пе­че­на си­ла­ми спец­на­за, ком­бат ре­шил от­пра­вить ту­да од­ну груп­пу, а об­щее ру­ко­во­дство воз­ло­жить на зам­по­ли­та от­ря­да стар­ше­го лей­те­нан­та И.Железнова. Но сна­ча­ла на­до бы­ло все ор­га­ни­зо­вать, со­гла­со­вать, до­го­во­рить­ся со все­ми уча­ст­ни­ка­ми и ут­вер­дить план у ком­бри­га. Имен­но этим Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич и за­нял­ся сра­зу, как толь­ко ут­вер­дил­ся в сво­ем ре­ше­нии. 

Сер­гей Бо­хан вспо­ми­на­ет: "Сна­ча­ла я по­ехал к лет­чи­ка­м-ш­тур­мо­ви­кам. Вме­сте с ко­мэ­ском Сер­ге­ем Ко­ма­ро­вым и его зам­по­ли­том Са­шей Кош­ки­ным об­су­ди­ли воз­мож­ность вы­пол­не­ния за­да­чи. На во­прос, смо­гут ли они от­ра­бо­тать в ука­зан­ном рай­оне, Ко­ма­ров по­скреб за­ты­лок и ска­зал, что ес­ли без ра­дио­об­ме­на, то смо­гут. Это ра­до­ва­ло, и я спро­сил даль­ше: "А пе­ред на­шей вы­сад­кой от­ра­бо­тать по не­жи­ло­му киш­ла­ку, где бу­дет ка­ра­ван пе­ре­гру­жать­ся на вьюч­ных, бом­ба­ми?" 

Не­жи­лой киш­лак, где пла­ни­ро­ва­лась пе­ре­груз­ка ору­жия, на­хо­дил­ся в ши­ро­ком су­хом рус­ле, ко­то­рое вы­хо­ди­ло к гра­ни­це с Па­ки­ста­ном. По не­му шла до­ро­га. Киш­лак пред­став­лял из се­бя ше­сть-во­семь строе­ний, спле­тен­ных из пруть­ев и об­ма­зан­ных гли­ной, лишь ма­лень­кая ме­четь бы­ла из са­ман­ных кир­пи­чей. Киш­лак ок­ру­жа­ли бар­ха­ны, яв­ляв­шие­ся гос­под­ствую­щи­ми вы­со­та­ми, ко­то­рые по­зво­ля­ли сра­зу бло­ки­ро­вать ог­нем ка­ра­ван и его ох­ра­ну вни­зу. 

От­вет лет­чи­ков был по­ло­жи­тель­ным. До­го­во­ри­лись, что се­го­дня до по­луд­ня Бо­хан про­ду­ма­ет и рас­счи­та­ет все де­та­ли пла­на, со­гла­су­ет, а опе­ра­цию нач­нут в 6 ут­ра зав­траш­не­го дня. За па­ру ми­нут до вы­сад­ки де­сан­та по киш­ла­ку "суш­ки" от­ра­бо­та­ют бом­ба­ми до 100 кг. Ра­бо­тать нуж­но бы­ло ак­ку­рат­но, что­бы не по­вре­дить сам груз, но по­ло­жить в пыль ох­ра­ну ка­ра­ва­на. Это­го бы­ло бы дос­та­точ­но для групп спец­на­за, что­бы вы­са­дить­ся бес­пре­пят­ст­вен­но, вый­ти на клю­че­вые по­зи­ции и бло­ки­ро­вать ка­ра­ван. Ре­шить эту за­да­чу лет­чи­ки со­гла­си­лись без ра­дио­об­ме­на. 

Даль­ше Бо­хан от­пра­вил­ся к вер­то­лет­чи­кам. Он по­ка­зал им, ку­да на­до ле­теть, а по­том рас­ска­зал про план с ор­га­ни­за­ци­ей точ­ки до­за­прав­ки. Сер­гей Бо­хан: "В днев­ных ус­ло­ви­ях под ох­ра­ной спец­на­зов­ской бро­ни до­за­прав­ка на трас­се бы­ла до­воль­но безо­пас­ной. План вер­то­лет­чи­кам по­нра­вил­ся. По­сле них я от­пра­вил­ся к ко­ман­ди­ру вер­то­лет­но­го пол­ка пол­ков­ни­ку Вла­ди­ми­ру Вла­ди­ми­ро­ви­чу Из­ва­ло­ву и все рас­ска­зал. Он то­же бе­зо­го­во­роч­но под­дер­жал мой план. Наш ком­бриг Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Ге­ра­си­мов его ут­вер­дил". 

Ра­но ут­ром ко­лон­на с на­лив­ни­ка­ми и АПС под при­кры­ти­ем бро­ни вы­шла по бе­тон­ке в ука­зан­ный рай­он и при­го­то­ви­лась к прие­му бор­тов. 

За­да­чу Бо­хан ре­шил вы­пол­нять си­ла­ми сме­шан­но­го от­ря­да, в ко­то­рый вхо­ди­ла груп­па Ан­ва­ра Хам­зи­на (3-я ро­та), Иго­ря Вес­ни­на (3-я ро­та), груп­па за­хва­та Сер­гея Леж­не­ва (2-я ро­та), с ни­ми дей­ст­во­вал за­мес­ти­тель ко­ман­ди­ра 2-й ро­ты Вла­ди­мир Гу­сев. От ро­ты ми­ни­ро­ва­ния вы­де­ля­лись 4 ми­не­ра под ко­ман­до­ва­ни­ем лей­те­нан­та Ми­хаи­ла Ми­хай­ло­ва. Они со­став­ля­ли груп­пу унич­то­же­ния, ее за­да­чей был под­рыв гру­за, ко­то­рый не­воз­мож­но бу­дет эва­куи­ро­вать. В от­ряд вхо­ди­ли врач, ра­дист, а так­же опер­упол­но­мо­чен­ный осо­бо­го от­де­ла май­ор Ков­тун. 

К 6 ут­ра пе­ред вы­сад­кой от­ря­да Су-25 на­нес­ли бом­бо­вый удар по обо­зна­чен­но­му киш­ла­ку и уш­ли. Вслед за осе­даю­щей пы­лью се­вер­нее киш­ла­ка се­ли вер­то­ле­ты Ми-8 с де­сан­том на бор­ту. Счи­тан­ные ми­ну­ты по­на­до­би­лись, что­бы груп­пы за­ня­ли гос­под­ствую­щие по­зи­ции. 

Сле­ва груп­па Вес­ни­на, спра­ва Хам­зи­на, в цен­тре - ком­бат с ра­ди­ста­ми и рас­че­том АГС-17, пра­вее на­хо­ди­лась груп­па Гу­се­ва и Леж­не­ва. 

Но ко­гда осе­ла пыль, вме­сто ка­ра­ва­на в киш­ла­ке ока­за­лись... мир­ные жи­те­ли: жен­щи­ны, де­ти, ста­ри­ки. Ко­гда Бо­хан на­чал тря­сти Ма­лан­га, на­по­ми­ная о его уве­ре­ни­ях, что в киш­ла­ке лю­дей нет, Ма­ланг спо­кой­но от­ве­тил, что он не врал, по­сколь­ку это не лю­ди, а аф­ган­цы. Та­ко­го рас­кла­да Бо­хан не ожи­дал. Ре­зуль­тат на 6.00: один уби­тый и два ра­не­ных мир­ных жи­те­ля. Ни ка­ра­ва­на, ни "ду­хов". 

Груп­па Гу­се­ва про­ве­ри­ла киш­лак. Ору­жия и про­тив­ни­ка не об­на­ру­жи­ли. Врач с фельд­ше­ром ока­за­ли ра­не­ным по­мощь. Со­бра­ли жи­те­лей, ко­то­рых бы­ло око­ло де­сят­ка, воз­ле ме­че­ти. На­ча­ли ос­мат­ри­вать ме­ст­ность. Сле­ды ма­шин на до­ро­ге све­жие, еще да­же след про­тек­то­ра не осы­пал­ся. Зна­чит, ма­ши­ны здесь бы­ли не бо­лее чем два-т­ри ча­са на­зад. До­про­си­ли ста­рей­ши­ну, и он под­твер­дил, что ма­ши­ны в киш­ла­ке бы­ли. При­шли два дня на­зад и го­то­ви­лись к пе­ре­груз­ке на верб­лю­дов. Но этой но­чью ка­ра­ван­щик, ко­то­рый и был ко­ман­ди­ром банд­фор­ми­ро­ва­ния, свя­зал­ся с ке­м-то по ра­дио. По­сле это­го ка­ра­ван спеш­но со­брал­ся и ушел. 

По все­му вы­хо­ди­ло, что кто-то их пре­ду­пре­дил о вне­зап­ном ви­зи­те спец­на­за и все тру­ды Бо­ха­на по­шли на­смар­ку. 

По­ни­мая это, Ма­ланг по­до­шел к Бо­ха­ну и ска­зал, что у не­го здесь есть свой раз­вед­чик и ско­ро он бу­дет знать, ку­да ушел ка­ра­ван и что даль­ше пла­ни­ру­ет де­лать. Бо­хан с боль­шой до­лей не­до­ве­рия от­нес­ся к его сло­вам, но вско­ре Ма­ланг при­вел па­ца­нен­ка, ко­то­рый рас­ска­зал, что ка­ра­ван не ушел в Па­ки­стан, а встал в пя­ти-ше­сти ки­ло­мет­рах от­сю­да в дру­гом круп­ном киш­ла­ке. Там ка­ра­ван­щи­ки ждут даль­ней­ше­го раз­ви­тия со­бы­тий, они не ос­та­ви­ли сво­их на­ме­ре­ний вый­ти в точ­ку пе­ре­груз­ки и вы­пол­нить за­ду­ман­ное. По­это­му око­ло 11.00 в этот киш­лак при­бу­дет раз­вед­ка "ду­хов". На ча­сах бы­ло око­ло вось­ми ут­ра. Сер­гей Бо­хан: "Я не по­ве­рил, что па­цан мо­жет знать так под­роб­но пла­ны "ду­хов". По­это­му, не ис­клю­чая, что, воз­мож­но, ка­ра­ван вер­нет­ся, ре­шил ос­мот­реть­ся и при­го­то­вить­ся к его встре­че. Для это­го от­пра­вил груп­пы Леж­не­ва и Вес­ни­на на раз­вед­ку ме­ст­но­сти, а Хам­зи­на по­са­дил на при­кры­тие. Сам с ра­ди­стом и рас­че­том АГС-17 сел на не­боль­шой бу­гор не­да­ле­ко от до­ро­ги. (См. схе­му. - Ред.). 

В 11.00 Хам­зин до­ло­жил, что ви­дит, как к киш­ла­ку со сто­ро­ны Па­ки­ста­на бы­ст­ро при­бли­жа­ет­ся "Си­мург". Ни од­на из групп не ус­пе­ва­ла вер­нуть­ся и се­ла там, где и на­хо­ди­лась в это вре­мя, что­бы не све­тить­ся. Ма­ши­на, в ко­то­рой бы­ло ус­та­нов­ле­но без­от­кат­ное ору­дие, подъ­е­ха­ла к ка­ко­му-то не­по­нят­но­му со­ору­же­нию ти­па бас­сей­на, из нее вы­шли пять че­ло­век и, что-то ос­мот­рев, вер­ну­лись в ма­ши­ну и по­еха­ли сно­ва в сто­ро­ну киш­ла­ка, где у ме­че­ти бы­ло со­б­ра­но все на­се­ле­ние. Дать ма­ши­не при­бли­зить­ся к жи­те­лям бы­ло нель­зя. Без­ус­лов­но, они бы пре­ду­пре­ди­ли их о на­шем при­сут­ст­вии". 

Но и стре­лять по ма­ши­не мог­ла лишь ма­лень­кая груп­па ком­ба­та. Тем не ме­нее Бо­хан ре­шил от­крыть огонь, что­бы ос­та­но­вить ма­ши­ну и за­хва­тить плен­но­го для по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции. АГС вы­стре­лил од­ной гра­на­той, и его за­кли­ни­ло. Би­ли ком­бат с ра­ди­стом из двух ство­лов. По­пав под вне­зап­ный огонь, ма­ши­на сде­ла­ла рез­кий раз­во­рот, и из ку­зо­ва вы­ва­ли­лось те­ло уби­то­го "ду­ха" и без­от­кат­ное ору­дие. Ма­ши­не уда­лось уй­ти. 

Сер­гей Бо­хан: "Лет­чи­ки Су-25, на­хо­див­шие­ся в воз­ду­хе, со­об­щи­ли, что ма­ши­на ос­та­но­ви­лась в ки­ло­мет­ре от нас. Я на­пра­вил ту­да груп­пу Вес­ни­на. Они со­об­щи­ли, что в ка­би­не мно­го кро­ви, но в ма­ши­не ни­ко­го нет. Ма­ши­на по­вре­ж­де­на так, что ре­мон­ту не под­ле­жит. 

В ито­ге по­лу­ча­лось, что наш план был рас­крыт ка­ки­м-то аген­том и пе­ре­дан про­тив­ни­ку. Вы­са­див­шись и об­стре­ляв ма­ши­ну, мы за­све­ти­лись, и ка­ра­ван вряд ли те­перь дви­нет­ся. 

В ре­зуль­та­те на­ших дей­ст­вий унич­то­же­ны один мод­жа­хед и один ав­то­мо­биль. Один мод­жа­хед ра­нен, за­хва­че­но без­от­кат­ное ору­дие. Для та­ко­го вы­хо­да ма­ло­ва­то". 

В то же вре­мя, по­го­во­рив с Ма­лан­гом, Бо­хан по­нял, что "ду­хам" деть­ся со сво­им гру­зом не­ку­да. У них все­го два пу­ти: ли­бо до­ж­дать­ся, по­ка спец­наз сам уй­дет, ли­бо унич­то­жить ме­шаю­щий им спец­наз. Зна­чит, на­до бы­ло соз­дать ви­ди­мость, что спец­наз по­ки­нул рай­он. 

На вос­точ­ном бе­ре­гу рус­ла, где еще не бы­ло пес­ча­ных бар­ха­нов, Бо­хан в би­нокль уви­дел ка­кие-то строе­ния, на­по­ми­нав­шие киш­лак. Ма­ланг по­яс­нил, что это бро­шен­ный киш­лак. Бо­хан ре­шил ис­поль­зо­вать по­строй­ки как ук­ры­тие при при­ве­де­нии в дей­ст­вие сво­его пла­на, ко­то­рый тут же на­чал во­пло­щать. К это­му вре­ме­ни бой­цы при­ка­ти­ли под­би­тый "Си­мург". 

На гла­зах у жи­те­лей его по­дожг­ли, от­ряд по­стро­ил­ся и с ме­ра­ми пре­дос­то­рож­но­сти вы­шел к бро­шен­но­му киш­лач­ку. Для по­сад­ки вер­то­ле­тов по­доб­ра­ли и обо­зна­чи­ли ды­ма­ми пло­щад­ки, оп­ре­де­ли­ли курс по­сад­ки. Бой­цам бы­ла по­став­ле­на за­да­ча до при­хо­да вер­то­ле­тов дей­ст­во­вать от­кры­то, а с их при­хо­дом ук­рыть­ся в трех строе­ни­ях киш­ла­ка. 

Да­лее Бо­хан вы­звал вер­туш­ки для эва­куа­ции от­ря­да, но ко­гда вер­то­лет­чи­ки се­ли, под при­кры­ти­ем пы­ли лич­ный со­став спря­тал­ся в ма­зан­ках, а Бо­хан, разъ­яс­нив пи­ло­там, что они все­го лишь ими­ти­ру­ют эва­куа­цию, дал им ко­ман­ду ухо­дить в Кан­да­гар без ра­дио­об­ме­на. Сер­гей Бо­хан: "Лет­чи­ки все по­ня­ли. С ухо­дом вер­то­ле­тов весь ра­дио­об­мен пре­кра­тил­ся. По­сле это­го на­ча­лось ожи­да­ние. Ка­ж­дая груп­па рас­по­ла­га­лась в от­дель­ном строе­нии, вы­хо­дить или иным об­ра­зом све­тить­ся бы­ло ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ще­но. Но у Вес­ни­на в до­ми­ке в сте­не был про­лом, и он пе­рио­ди­че­ски от­ту­да вы­гля­ды­вал". 

Спус­тя чет­верть ча­са пус­ты­ня, ка­зав­шая­ся до это­го без­жиз­нен­ной, ожи­ла. По до­ро­ге про­сле­до­вал ве­ло­си­пе­дист. Не­да­ле­ко от нас он ос­та­вил ве­ло­си­пед и по­шел пеш­ком. Груп­па Леж­не­ва взя­ла его в плен, хо­тя ра­зум­нее бы­ло про­пус­тить, по­сколь­ку оче­вид­но, что он был раз­вед­чи­ком. Это и под­твер­ди­лось в хо­де до­про­са, хо­тя по ле­ген­де он при­ки­нул­ся воз­вра­щав­шим­ся с за­ра­бот­ков из Па­ки­ста­на жи­те­лем киш­ла­ка, где пла­ни­ро­ва­лась раз­груз­ка ка­ра­ва­на. 

Сер­гей Бо­хан: "Кро­ме боль­шой пач­ки па­ки­стан­ских ру­пий у не­го с со­бой ни­че­го не бы­ло. Но Ма­ланг, пе­ре­во­див­ший в хо­де до­про­са с пуш­ту, под­твер­дил, что это раз­вед­чик ка­ра­ва­на. Как бы то ни бы­ло, но мы его ос­та­ви­ли у се­бя.
 
Вско­ре по­сле не­го поя­вил­ся че­ло­век, ко­то­рый гнал ди­ко­го верб­лю­да. Мар­шрут обо­их про­хо­дил че­рез на­ше рас­по­ло­же­ние. Впо­след­ст­вии Вес­нин так и не при­знал­ся, но ско­рее все­го он вы­гля­нул из сво­его ук­ры­тия, ко­гда верб­люд про­бе­гал ми­мо. Во вся­ком слу­чае, он рез­ко от­пря­нул в сто­ро­ну от гли­но­бит­ной хи­жи­ны, где ук­ры­ва­лась груп­па Вес­ни­на. Уви­дев ре­ак­цию верб­лю­да, "дух" раз­вер­нул­ся и что бы­ло сил по­бе­жал в сто­ро­ну Па­ки­ста­на. Дог­нать и ос­та­но­вить его смог­ла толь­ко пу­ля. Как толь­ко про­зву­чал вы­стрел, пус­ты­ня за­мер­ла". 

Вто­рая по­пыт­ка вновь бы­ла не­удач­ной. От­ряд сно­ва ока­зал­ся об­на­ру­жен­ным. В этой си­туа­ции Бо­хан при­нял ре­ше­ние пеш­ком уй­ти вос­точ­нее киш­ла­ка и рас­по­ло­жить там от­ряд на бар­ха­нах, в на­де­ж­де на то, что раз­вед­ка "ду­хов" про­ве­рит строе­ния, где ук­ры­вал­ся спец­наз и, об­на­ру­жив их пус­ты­ми, даст ко­ман­ду на на­ча­ло дви­же­ния ка­ра­ва­на. То­гда, воз­мож­но, бу­дет по­вод вер­нуть­ся к это­му киш­ла­ку и на­вес­ти авиа­цию. 

Так и сде­ла­ли. Рас­по­ло­жив­шись на бар­ха­нах, ус­та­но­ви­ли на­блю­де­ние за до­ро­гой. Ночь бы­ла лун­ной, и вид­но бы­ло хо­ро­шо. В ожи­да­нии ка­ра­ва­на раз­вед­чи­ки, ко­то­рые не за­ни­ма­лись на­блю­де­ни­ем и ох­ра­не­ни­ем, обо­ру­до­ва­ли по­зи­ции, ока­пы­ва­лись. Ко­пал окоп и Бо­хан. Но вдруг сза­ди он ус­лы­шал не­рус­скую речь. Обер­нув­шись, он уви­дел в де­сят­ке мет­ров от се­бя в кус­тар­ни­ке тор­ча­щие чал­мы. Как че­ты­ре "ду­ха" про­шли не­за­ме­чен­ны­ми и ока­за­лись в цен­тре по­зи­ций от­ря­да, Бо­хан до сих пор по­нять не мо­жет. Но в то вре­мя раз­ду­мы­вать бы­ло не­ко­гда. Бо­хан и Фар­за­ли­ев толь­ко ус­пе­ли пе­ре­ва­лить­ся на об­рат­ный скат бар­ха­на, что­бы уй­ти из-под ог­ня, как раз­да­лась ав­то­мат­ная оче­редь. "Ду­хи", су­дя по все­му, ви­де­ли толь­ко ком­ба­та и пра­пор­щи­ка. Стре­лять по мод­жа­хе­дам бы­ло опас­но из-за воз­мож­но­сти за­це­пить сво­их. За­да­чу ре­шил лей­те­нант Ми­хай­лов, ко­ман­до­вав­ший са­пе­ра­ми. Он на­крыл "ду­хов" дву­мя гра­на­та­ми под­стволь­но­го гра­на­то­ме­та. При ос­мот­ре об­на­ру­жи­ли че­ты­ре тру­па. Ос­та­ва­лось ждать ут­ра и от­би­вать­ся от воз­мож­ных не­про­шен­ных гос­тей. 

Ут­ром при­шли вер­туш­ки. От­ряд по­гру­зил­ся на борт и по­ки­нул рай­он. Но... Бо­хан не хо­тел рас­ста­вать­ся с иде­ей за­бить та­кой ка­ра­ван. От­ряд вы­са­дил­ся в бар­ха­нах ки­ло­мет­рах в пя­ти от это­го киш­ла­ка, что­бы поз­же вер­нуть­ся. День от­ряд про­вел в бар­ха­нах без ка­ки­х-то при­клю­че­ний. Но­чью с ме­ра­ми пре­дос­то­рож­но­сти вер­ну­лись к киш­ла­ку, где ожи­да­лась раз­груз­ка, но ни ма­шин, ни верб­лю­дов там не бы­ло. Ма­ланг сно­ва на­шел сво­его раз­вед­чи­ка, и тот со­об­щил, что ка­ра­ван­щик тя­же­ло ра­нен, а ка­ра­ван вер­нул­ся в Па­ки­стан, что­бы на­пра­вить его на ле­че­ние. В по­сле­дую­щем ка­ра­ван пла­ни­ро­ва­ли про­вес­ти че­рез юж­ную гра­ни­цу и зо­ну от­вет­ст­вен­но­сти 370 ооСпН, дис­ло­ци­ро­вав­ше­го­ся в г. Лаш­кар­гах. 

По­сле это­го от­ряд вер­нул­ся на ба­зу. Ре­зуль­тат дей­ст­вий яв­но не со­от­вет­ст­во­вал за­тра­чен­ным уси­ли­ям. 

Ра­бо­та над ошиб­ка­ми 

Го­во­рит Сер­гей Бо­хан: "Те­перь, ана­ли­зи­руя си­туа­цию, ви­дишь сра­зу не­сколь­ко оши­бок. Пер­вая - ин­фор­ма­ция о ка­ра­ва­не и план даль­ней­ших дей­ст­вий по его унич­то­же­нию об­су­ж­да­лись в при­сут­ст­вии ли­ца, ко­то­ро­го я лич­но не знал. Кро­ме то­го, о нем я имел не­га­тив­ные от­зы­вы Ба­ло­ва. Оче­вид­но, что ин­фор­ма­ция уш­ла к "ду­хам" от это­го офи­це­ра ХАД. Вто­рая - не­вер­ная оцен­ка раз­ве­дин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной от Ма­лан­га и его раз­вед­чи­ка, и как след­ст­вие - на­ши не­вер­ные дей­ст­вия. Тре­тья - не­вер­ные дей­ст­вия по за­хва­ту раз­вед­чи­ка ка­ра­ва­на. На­до бы­ло его про­пус­тить. Чет­вер­тая - на­ру­ше­ние мер мас­ки­ров­ки, до­пу­щен­ное груп­пой Вес­ни­на. Пя­тая - сла­бая бди­тель­ность и вни­ма­тель­ность раз­вед­чи­ков, по­зво­лив­шая че­ты­рем "ду­хам" вый­ти в центр рас­по­ло­же­ния от­ря­да. По­след­няя оп­лош­ность мог­ла и мне, и Фар­за­лие­ву сто­ить жиз­ни". 

В то же вре­мя опе­ра­ция ин­те­рес­на по сво­ей ор­га­ни­за­ции. 

Во-пер­вых, это бы­ли уни­каль­ные дей­ст­вия на та­ком уда­ле­нии, ко­то­рые ста­ли воз­мож­ны бла­го­да­ря ор­га­ни­за­ции пунк­та до­за­прав­ки вер­то­ле­тов в рай­оне. Во-вто­рых, сле­ду­ет от­ме­тить хо­ро­шую ра­бо­ту раз­вед­чи­ков Ма­лан­га. В-треть­их, нель­зя без ува­же­ния от­не­стись к на­стой­чи­во­сти Бо­ха­на в стрем­ле­нии вы­пол­нить за­да­чу... 

Со­ве­то­вать по­сле то­го, как все слу­чи­лось, про­ще все­го. Но тем не ме­нее для тех, кто ока­жет­ся в по­доб­ной си­туа­ции, я бы пред­ло­жил вы­пол­нить дей­ст­вия по ими­та­ции эва­куа­ции сра­зу по­сле то­го, как по­сту­пи­ли раз­вед­дан­ные о том, что раз­вед­ка ка­ра­ва­на при­бу­дет в киш­лак в 11.00. От­ряд на­до бы­ло пе­ре­са­дить в пус­ты­ню, и че­рез раз­вед­чи­ка Ма­лан­га ус­та­но­вить вре­мя, ко­гда ка­ра­ван все же при­дет в пункт раз­груз­ки. Да­лее по­вто­рить опе­ра­цию.
 
Категория: Проза | Просмотров: 428 | Добавил: NIKITA
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]