Бамиан (провинция)
Во время Афганской войны  1979-1989 г.г. Зона ответственности Центр
40 армии
«Центральная территориальная зона, включая ущелье Панджшер» включала  в себя провинции: Бамиан, Парван, Панджшер, Каписа
Бамиан بامیان Страна Афганистан

Административный центр     
Бамиан
Официальный язык дари
Население (2007) 411 200 чел Плотность29,01 чел./км² Национальный состав хазарейцы
Площадь 14 175 км²
Бамиа́н (дари بامیان Bāmiyān, пушту باميان‎) — провинция Афганистана, расположена в центральной части страны. На западе граничит с провинцией Гор, на северо-западе с провинцией Сари-Пуль, на севере с провинцией Саманган, на севере-востоке с провинцией Баглан, на востоке с провинцией Парван, на юго-востоке с провинцией Вардак, на юге с провинциями Дайкунди и Газни.
Также здесь расположился первый национальный парк страны — Банде-Амир, известный своими бирюзовыми озёрами на склонах хребта Гиндукуш, а также национальный парк Ажар Вали.
Основной достопримечательностью провинции являются Бамианские статуи Будды, свидетельствующие, что до распространения ислама этот край был центром буддизма.
Бамиа́н, Бамииа́н (дари بامیان Bāmiyān) 
Город в центральной части Афганистана, столица провинции Бамиан. Расположен в одноимённой долине, находящейся примерно в 200 километрах к северо-западу от Кабула, на реке Бамиан, относящейся к бассейну реки Кундуз. Бамианская долина исторически служила торговым коридором, поскольку является единственным удобным проходом через горную систему Гиндукуш[3]. Первые поселения возникли в долине ещё до новой эры. В I—II веках в долине были основаны буддистские монастыри, сохранившиеся до VIII века. В период с II по V век в долине были сооружены (вырублены в скале) гигантские статуи Будды. Бамиан получил мировую известность в 2001 году, когда эти статуи, несмотря на протесты многих стран, в том числе мусульманских, были разрушены талибами. В ноябре того же года талибы были вынуждены покинуть город в результате наступления войск Северного альянса.
В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество тури­стов. Север долины известен вырубленными в скалах ог­ромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире.

 

История проникновения буддизма в эту провинцию Афганистана относится еще к III в. до н. э., периоду прав­ления Ашоки — императора из династии Маурьев. Уже тогда Афганистан являлся важным торговым центром: он находился в самой середине Великого шелкового пути. Купцам, перевозившим товары по материку с востока на запад, приходилось полностью пересекать эту страну. Вместе с караванами торговцев по стране шли буддий­ские монахи, проповедовавшие свое учение. Именно так, по-видимому, из Бамиана буддизм распространился на территории Китая, Кореи, Японии, Тибета, Непала, Бу­тана и Монголии. В первых веках н. э. в Афганистане насчитывалось множество ступ; в буддийских монастырях проживало значительное число монахов. Вплоть до IX в. — времени принятия ислама — Бамиан представлял собой крупнейший центр буддизма.
 
Древняя традиция, несомненно, способствовала со­зданию религиозных мистических памятников. Именно в Бамиане по­явились две вырубленные в скалах великолепные статуи, прославляющие Будду. Вначале их покрыли смесью гли­ны и соломы. Таким образом удалось изваять лица, руки и складки одежды. Затем статуи были оштукатурены и покрашены: статуя меньшего размера — в синий цвет, а большая — в красный. Руки и лица были позолочены.
 
В настоящий центр буддизма Бамиан превратился в период правления Канишки Великого. Именно тогда в долине Фоллади и Какрак была вырублена тридцативось­миметровая статуя Будды. Здесь же располагались укра­шенные орнаментом гроты, в которых обитали монахи в желтых одеяниях. Два столетия спустя была создана ко­лоссальная пятидесятипятиметровая статуя Будды. И фигуры, и сама территория, где они находились, для всех людей, исповедующих буддизм, были священными.
 
Со временем черты лица на статуях сгладились, ис­чезли и руки. Возможно, это было сделано намеренно, чтобы впечатление, производимое огромными идолами, не было таким ужасным. Точно так же буддисты посту­пили и с таинственными изображениями Будды в расположенных побли­зости пещерах. 

Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддий­скому монастырю. С октября 1994 г. талибы — исламские фундаменталисты — уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане и музее Кабу­ла. Основанием для этого, как сообщают пешаварское информационное агентство Сахар и еженедельник «Зарб-и-Момин», послужил имеющийся в исламе запрет на изваяние статуй и идолопоклонство.
 
В середине 1990-х гг. территория у основания пяти­десятипятиметрового Будды использовалась как склад во­оружения. Возможно, это было сделано не случайно: афганская оппозиция не желала нанести ущерб мистическому идолу, а для мусульманских группировок Будда все равно был лжепророком. В 1997 г. командующий войсками талибов, штурмовавшими Бамиан, заявил, что уничтожит статуи Будд в тот самый момент, как только территория перей­дет под его контроль. Штаб-квартира движения «Тали­бан» в Кандагаре опровергла его заявления. Со всего мира посыпались протесты, и талибы даже были вынуждены пообещать, что будут охранять статуи, поскольку они яв­ляются частью культурного наследия страны. Под нажи­мом Общества охраны культурного наследия Афганистана склад оружия был переведен из долины Будд в другое место. Одновременно руководство талибов организовало Бюро по охране исторических памятников. Между пред­ставителями властей и солдатами возникли трения: чи­новники обнаружили, что статуям уже был нанесен ущерб.
 
Лишь за февраль 2001 г. Бамиан дважды переходил от одной противоборствующей группировки к другой. Экс­перт ЮНЕСКО по Афганистану Майкл Барри заявил, что «все археологическое наследие страны подвергается сис­тематическому уничтожению». 27 февраля корреспондент лондонской «Таймс» в Исламабаде Захид Хусейн сооб­щил: «Руководство движения «Талибан», под предлогом имеющегося в исламской религии запрета на идолопо­клонство, отдало приказ об уничтожении всех статуй, на­ходящихся на территории Афганистана, в том числе и древних статуй Будды». Эти статуи были демонтированы уполномоченными талибского Министерства добродетелей и пороков.
В начале 2001 г. поступили сообщения о том, что ста­туи уничтожены. Один свидетель сообщал 5 марта 2001 г.: «Я видел, как солдаты талибов палят по статуям из проти­вовоздушных орудий». Предводитель талибов, мулла Омар, заявил: «Все мусульмане должны испытывать гордость за то, что идолы наконец уничтожены. Благодарение Богу, нам это удалось». 9 марта Мухаммад Ашраф Надим, пред­ставитель движения «Талибан», заявил: «Талибы взорвали обе статуи. На их месте ничего не осталось». Несмотря на взрыв негодования мирового сообщества, руководители талибов заявили, что курс на уничтожение всех статуй бу­дет продолжен.
Усилий всего мирового сообщества не хватило для того, чтобы спасти две гигантские статуи Будды в афганской провинции Бамиан. Время было безвластно над этими памятниками культуры, занесенными в реестры ЮНЕСКО, в течение 1500 лет. Талибам же понадобилось всего две недели для того, чтобы их разрушить. Выполнить приказ своего духовного лидера муллы Мохаммада Омара, который посчитал нахождение исторических буддийских статуй в Афганистане фактом, не совместимым с требованиями фундаментального ислама.
 
Усилий всего мирового сообщества не хватило для того, чтобы спасти две гигантские статуи Будды в афганской провинции Бамиан. Время было безвластно над этими памятниками культуры, занесенными в реестры ЮНЕСКО, в течение 1500 лет. Талибам же понадобилось всего две недели для того, чтобы их разрушить. Выполнить приказ своего духовного лидера муллы Мохаммада Омара, который посчитал нахождение исторических буддийских статуй в Афганистане фактом, не совместимым с требованиями фундаментального ислама.
С 26 февраля вооруженные силы талибов не преставая расстреливали статуи. В ход шло любое оружие - от автоматов и гранатометов, до тяжелых орудий и взрывчатки. В итоге сегодня в столице Пакистана Исламабаде министр иностранных дел талибского правительства Вакиль Мутавакиль подтвердил факт полного уничтожения культурных памятников. Он заявил об этом на встрече с генеральным секретарем ООН Кофи Ананом, который специально прибыл в Пакистан с целью попытаться спасти буддистские статуи.
Ранее попытки уговорить талибов отказаться от своих планов предпринимали и делегация Организации Исламской конференции, самой уважаемой структуры в исламском мире, и министр внутренних дел Пакистана, страны, которая поддерживает с Кабулом тесное сотрудничество. В Афганистане побывал и генеральный секретарь ЮНЕСКО. Но все впустую. Факт уничтожения статуй сегодня подтверждают и независимые источники, основываясь на свидетельствах очевидцев, хотя талибы стараются не пропускать иностранных граждан в район нахождения статуй.
Россия также пыталась спасти памятники культуры Афганистана по своим дипломатическим каналам. Владимир Путин подписал указ замораживающий отношения России с движением "Талибан".
Недавние геологические исследования показали наличие новых месторождений разнообразных полезных ископаемых в провинции Бамиан.
 
Как сообщил глава соответствующего департамента провинции Хамидулла Лали, в провинции Бамиан были обнаружены новые месторождения яшмы, бирюзы, мрамора, кварца и мусковита, а также алюминия, меди и железа. Высокопоставленный чиновник уверен, что разработка этих месторождений может существенно укрепить экономику провинции, создать тысячи рабочих мест для местных жителей и внести существенный вклад в афганскую экономику, отмечает бизнес-портал «Wadsam».
В то же время Хамидулла Лали заявил, что рельеф местности, погодные условия, сложности с транспортной системой, перебои с электроэнергией и недостаток рынков сбыта приводят к недостатку инвестиций в разработку месторождений.
В прошлом году в провинции было добыто 500 тонн бирюзы и 57 тысяч тонн поделочных камней
 Русское название камня «бирюза» происходит от персидских слов «пируз», что переводится как «победа», «победитель», «одерживающий победу», или«фирузе», что означает «камень счастья». Арабское название «фирузадж» означает «камень, приносящий победу и удачу в делах», «победоносный».


В советское время отношения СССР и Афганистана отличались, как было принято говорить, добрососедством. После поездки в Кабул Никиты Сергеевича Хрущева на вооружение афганской армии стала поступать советская боевая техника, войска обучали наши офицеры. После визита в 1964-м дорогого Леонида Ильича, СССР превратился в самого крупного поставщика финансов, военной и технической помощи для Афганистана. В стране работали тысячи «шурави» - советских специалистов. Строились тоннели, заводы, электростанции. По горным дорогам ползли отечественные грузовики, по улицам Кабула катили советские троллейбусы. Следы этого счастливого времени видны до сих пор.
Постепенно Афганистан превратился в зону влияния СССР. Неудивительно, что когда здесь произошел переворот, в Кремле приняли решение о вводе войск.


На Фото:
Руины крепости Шахри-Зохак, под стенами которой погиб внук Чингиз-Хана.
Крепость сделана из необожжённой красной глины, но поскольку дожди здесь чрезвычайная редкость, стоит до сих пор -- спустя 8 столетий -- по крайней мере то, что осталось после монголов
Афганистан: опустошённая талибами Бамианская долина
 


 
Уничтожение Талибаном статуи Будды