ПРОВИНЦИИ АФГАНИСТАНА
                     Газни , языки - пушту غزني‎‎, дари غزنی
                          Страна       
                             Афганистан
Статус - Вилайят
Включает       18 районов

Аб-Банд, Аджрисан, Андар, Бахрами Шадид, Вагаз, Гелан, Газни, Гиро, Дих-Як, Джагори,Зана-Хан, Карабаг, Хогьяни, Хаджа-Умари, Малистан, Нава, Навур, Рашидан
                                                 Административный центр    
                                                  Газни
Население (2007) 1 092 000 человек (5-е место)
Плотность  47,65 чел./км² (15-е место)
Площадь            22 915 км² (8-е место) Газни́ (пушту غزني‎, дари غزنی Ġazni) — город в Афганистане, юго-западнее Кабула, на пути в Кандагар. Расположен на гористом плато.
 
Административный центр провинции Газни. Население — 150 тыс. чел. (2006).
Время основания неизвестно. Первые упоминания присутствуют у Сюаньцзана (VII век).
 
Расцвет города относится к концу X—XI векам, когда город стал не только столицей Газневидского государства, но и торгово-культурным центром региона. В разные годы в нём творили учёные, писатели и поэты: Аль-Бируни, Гардизи, Фаррухи, Унсури, Манучехри. Здесь великий Фирдоуси представил свою эпическую поэму «Шахнаме» султану Махмуду Газневи.
 
В середине XII века Газни был захвачен Гуридами, сильно разрушен и сожжён. До завоевания города монголами в 1221 году он принадлежал Хорезмшахам. Во второй половине XIII века находился в вассальной зависимости от правителей Герата. В конце XIV — начале XVI веков город подчинялся Тимуридам. С начала XVI века до захвата Надир-шахом в 1738 году власть в городе удерживали Великие Моголы. В 1747 году город перешел в руки основателя афганского государства Дуррани — Ахмад-шах Дуррани.
 
После ввода американских войск в Афганистан в городе размещена радиолокационная станция.
 
в 2013 году по решению ЮНЕСКО был признан столицей исламской культуры в Азии.
 
В городе находятся могилы многих известных людей, в частности Аль-Бируни. Остатки дворца Масуда III (XII в.), мавзолеи Мухаммед Шариф-хана (XV в.), Абд ар-Раззака (начало XVI в.), Махмуда Газневи (XVIII в., над могилой XI в.). Холм с руинами буддийского монастыря VI—VII вв. В окрестностях Газни — две мемориальные башни XII в., воздвигнутые в честь побед Масуда III. Газни — старинный центр художественной обработки металла.
В эпоху зрелого средневековья - столица мусульманской империи Газневидов (994-1160), простиравшейся от центральной Персии и Средней Азии до Индии. Сейчас - транзитный городок в 135 км от Кабула на пути в Кандагар и Герат по южному полукольцу.
 
    ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ.
    От седой древности их осталось немного - построенные при султане Масуде III и Бахрам-шахе (12 в.) два "близнецовых" минарета с арабскими надписями шрифтом "куфи", кварталы-"соты" Старого города и древняя крепость на обрывистом берегу речки. Всё это находится на северо-восточной окраине современного Газни; наиболее удалены от центра минареты, они стоят уже за городской чертой, справа от дороги со стороны Кабула. Землю вокруг них от мин уже расчистили, но битая бронетехника - обычное зрелище во всех афганских провинциях - ржавеет на этом пустыре и поныне. На том же пятачке - нити грунтовых дорог и беспорядочно разбросанные островки захоронений рубежа 20-21 вв., обозначенных невысокими грудами камней и иногда деревянными шестами. Зелёные флаги ислама на них - последний знак почёта погибшим на войне.
 
    КАК ДОБРАТЬСЯ.
    Из Кабула - на автотранспорте любого назначения, который идёт в любой город на южном отрезке Трансафганской кольцевой дороги (будь то Мукур, Калат, Кандагар, Гиришк или Герат) или в южные пуштунские провинции Пактия, Пактика или Хост. Цивильный пассажирский транспорт отправляется с кабульской автостанции у элеватора, в районе Кот-э Санги. Многочисленные микроавтобусы отходят каждые 40-50 минут (по мере заполнения), проезд $2 - примерно столько же, сколько ночное такси по Кабулу.
 
    Дорожное покрытие на участке Кабул - Газни в ноябре-2004 стараниями турецких дорожников стало гораздо лучше, чем дорога Кабул - Саланг. На этой первой можно наблюдать указатели с надписями на дари и английском и даже дорожные знаки (для афганских дорог это чудо из чудес!). Пейзаж вокруг - сгорбленная жёлто-коричневая полупустыня с редкими селениями, базарчиками и автозаправками.
 
    МЕЖДУГОРОДНИЙ ТРАНСПОРТ И ГОСТИНИЦЫ.
    У газнийской автостанции (южная окраина города) - тьма тьмущая машин, едущих по стране откуда угодно и куда угодно. Билет на автобус в Кандагар, к примеру, стоит $4, в Герат - около $9. Все "четырёхколёсные друзья" отдыхают с дороги под открытым небом, а их хозяева, водители и пассажиры - в трёхэтажных трёхдолларовых гостиницах наподобие той, что описана С. Жаровым в его электронном путеводителе по Афгану "Русские вернулись". При одной из них имеются цирюльня и "хамАм", то бишь душевые кабинки с горячей водой, где всем без разбору посетителям выдают одни и те же шлёпанцы. Удовольствие помыться, а после постричься обходится в смехотворную сумму в $0.8, но гигиена в евростандартном понимании отсутствует. Другие отели в Газни вряд ли есть - это всё-таки пункт транзита, а не витрина для интуристов.
 
    СВЯЗЬ.
    В современной части города, недалеко от резиденции губернатора, есть подобие телефонной станции с красно-белой вышкой мобильной связи. На крыльце сей конторы, где вполне уместна вывеска "На безрыбье и рак - рыба", сидят "бобо" (деды), сдающие свои мобильники в аренду. Тариф - примерно доллар в минуту, в два и в полтора раза дороже, чем в Кабуле и Кандагаре 
соответственно. Почтамта и Интернет-кафе в Газни обнаружено не было.