"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2015 » Май » 26 » Тяжёлая неделя в ущелье Дарзаб
06:00
Тяжёлая неделя в ущелье Дарзаб

Тяжёлая неделя в ущелье Дарзаб

Автор: Подготовил Виктор Болтиков
Фото Владимира Сварцевича и из архива Валерия Морозова


Для на­ча­ла не­мно­го рас­ска­жу о се­бе. По­сле окон­ча­ния в 1981 го­ду Но­во­си­бир­ско­го выс­ше­го во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го учи­ли­ща сра­зу по­пал слу­жить в 350-й гвар­дей­ский па­ра­шют­но-де­сант­ный полк 103-й воз­душ­но-де­сант­ной ди­ви­зии, ко­то­рый вы­пол­нял бое­вые за­да­чи в Аф­га­ни­ста­не. Как и лю­бой здра­во­мыс­ля­щий че­ло­век, я по­ни­мал, что на вой­не при­дет­ся ту­го, и ни­ка­ких ил­лю­зий не пи­тал, но вот что ста­нов­ле­ние бу­дет про­хо­дить в та­ких «ве­се­лых» ус­ло­ви­ях да­же не до­га­ды­вал­ся. 

На­ча­лось все с не­ожи­дан­но­го по­вы­ше­ния по служ­бе. Прак­ти­че­ски че­рез два ме­ся­ца по­сле при­бы­тия в часть я при­нял ко­ман­до­ва­ние 1-й ро­той. В этой си­туа­ции сов­па­ло все сра­зу: не­об­хо­ди­мость, долг, обя­зан­ность, от­вет­ст­вен­ность за под­чи­нен­ных и вы­пол­не­ние за­да­чи. На­ше под­раз­де­ле­ние на­хо­ди­лось на «бое­вых». В од­ном из бо­ев ко­ман­ди­ра ро­ты стар­ше­го лей­те­нан­та Сер­гея Ми­нец за­де­ло ос­кол­ком «ду­хов­ской» гра­на­ты, и его вме­сте с еще не­сколь­ки­ми бой­ца­ми эва­куи­ро­ва­ли на вер­туш­ке, а мне по долж­но­сти при­шлось при­ни­мать ко­ман­до­ва­ние. Все про­шло точь-в­-точь, как и по­ло­же­но по ус­та­ву. За­бе­гая впе­ред, ска­жу, что по­сле та­ко­го не­ожи­дан­но­го всту­п­ле­ния в долж­ность ко­ман­ди­ра ро­ты я ру­ко­во­дил под­раз­де­ле­ни­ем боль­ше го­да. При­чем за­мес­ти­те­ля по по­ли­ти­че­ской час­ти мне не на­зна­ча­ли. Мол, а за­чем? Там же есть штат­ный зам­по­лит. А че­рез два ме­ся­ца ста­ло еще ху­же. Из офи­це­ров в ро­те ос­тал­ся я один. Взво­да­ми ко­ман­до­ва­ли сер­жан­ты сроч­ной служ­бы. Так про­дол­жа­лось поч­ти пол­го­да. В де­каб­ре при­был один ко­ман­дир взво­да, и толь­ко к се­ре­ди­не вес­ны 1982 го­да под­раз­де­ле­ние сно­ва бы­ло пол­но­стью уком­плек­то­ва­но офи­це­ра­ми. 

В те тя­же­лые для ме­ня дни очень по­мог­ла за­кал­ка, ко­то­рую да­ли в учи­ли­ще. С пер­во­го кур­са нам го­во­ри­ли, что ко­мис­сар, будь он в ро­те, ба­таль­о­не или пол­ку, дол­жен быть го­тов в лю­бой мо­мент за­ме­нить ко­ман­ди­ра в бою, со­от­вет­ст­вен­но и учи­ли нас так, что­бы мы зна­ли боль­ше, чем по­ло­же­но по долж­но­ст­ным обя­зан­но­стям. Да, тре­бо­ва­тель­ность к об­ра­зо­ва­нию в НВВПОУ бы­ла на выс­шем уров­не. В этом, кста­ти, есть глу­бо­кий смысл всей под­го­тов­ки по­лит­ра­бот­ни­ков той ста­рой шко­лы, в ко­то­рой мы обу­ча­лись, а в даль­ней­шем и ра­бо­та­ли. Впро­чем, это так, не­боль­шое от­сту­п­ле­ние от ос­нов­ной те­мы. 

29 ян­ва­ря 1982 го­да ро­та в со­ста­ве пе­ре­до­во­го от­ря­да де­сан­ти­ро­ва­лась на от­ро­ги двух хреб­тов в рай­оне уще­лья Дар­заб с за­да­чей за­хва­тить пло­щад­ку при­зем­ле­ния, вый­ти на при­ле­гаю­щие вы­со­ты и обес­пе­чить вы­сад­ку ос­нов­ных сил де­сан­та и шта­ба 40-й ар­мии. Опе­ра­ци­ей ру­ко­во­дил лич­но на­чаль­ник шта­ба ар­мии ге­не­рал-лей­те­нант Но­рат Гри­горь­е­вич Те­р-Г­ри­го­рянц. 

Про­бле­мы на­ча­лись еще при под­ле­те к мес­ту вы­сад­ки. Про­тив­ник от­крыл по вер­то­ле­там силь­ный пу­ле­мет­ный огонь. Из-за это­го на пло­щад­ку де­сан­ти­ро­ва­ния смог­ли вый­ти толь­ко со вто­ро­го раза. И то на пло­щад­ку вы­са­ди­лись все­го во­семь че­ло­век во гла­ве со мной. Де­сан­ти­ро­ва­лись по-бое­во­му, по­ка вер­то­лет шел на ми­ни­маль­ной вы­со­те и ско­ро­сти. Ос­таль­ным вер­туш­кам да­же под­ле­теть к на­зна­чен­ным це­лям на на­шей сто­ро­не от­ро­гов не по­лу­чи­лось. Вот так в со­ста­ве по­лу­взво­да и всту­пи­ли в бой. В хо­де тя­же­ло­го боя че­рез два ча­са вы­со­ту уда­лось за­хва­тить. Я свя­зал­ся по ра­дио­стан­ции и до­ло­жил, что го­тов при­нять ос­таль­ную часть пе­ре­до­во­го от­ря­да. Ми­нут че­рез со­рок три вер­то­ле­та пе­ре­бро­си­ли ос­таль­ную часть ро­ты. 

В те­че­ние вто­рой по­ло­ви­ны дня и но­чи мы не­пре­рыв­но ата­ко­ва­ли про­тив­ни­ка и за­хва­ти­ли две гла­вен­ст­вую­щие над ущель­ем вы­со­ты. В ре­зуль­та­те к ут­ру пло­щад­ка при­зем­ле­ния для ос­нов­ных сил бы­ла при­кры­та, да и «ду­хи», по­няв, что сбро­сить нас не смо­гут, уже не ата­ко­ва­ли. В че­ты­ре ча­са по на­шим це­ле­ука­за­ни­ям от­ра­бо­та­ли авиа­ция и ар­тил­ле­рия. Прак­ти­че­ски в те­че­ние дня к нам бы­ло пе­ре­бро­ше­но два пол­ка - 350-й и 357-й (оба двух­ба­таль­он­но­го со­ста­ва). По окон­ча­нии де­сан­ти­ро­ва­ния на­шей ро­те по­ста­ви­ли за­да­чу - вы­дви­нуть­ся на свой ру­беж для бло­ки­ро­ва­ния рай­она, от­ку­да на сле­дую­щий день вме­сте с дру­ги­ми под­раз­де­ле­ния­ми мы долж­ны бы­ли при­нять уча­стие в про­че­сы­ва­нии са­мо­го на­се­лен­но­го пунк­та Дар­заб. По дан­ным раз­вед­ки, в этом киш­ла­ке на­хо­ди­лась шко­ла под­го­тов­ки млад­ших ко­ман­ди­ров душ­ма­нов.

Опе­ра­ция на­ча­лась ут­ром 31 ян­ва­ря и дли­лась прак­ти­че­ски двое су­ток. Кро­ме де­сант­ни­ков на­шей 103-й ВДД, на эту опе­ра­цию из Сою­за вво­ди­лись два ба­таль­о­на спец­на­за ГРУ, ко­то­рые впо­след­ст­вии ос­та­лись в Аф­га­ни­ста­не. По имею­щей­ся ин­фор­ма­ции, це­ли и за­да­чи опе­ра­ции бы­ли вы­пол­не­ны. 

Кста­ти, там же во вре­мя про­че­сы­ва­ния вни­зу уще­лья встре­тил сво­его од­но­каш­ни­ка по учи­ли­щу Саш­ку Ер­ма­ко­ва (слу­жил в од­ном из вве­ден­ных ба­таль­о­нов). Как уви­де­ли друг дру­га - ах­ну­ли. Он был с пе­ре­бин­то­ван­ной го­ло­вой (по­лу­чил ра­не­ние), а у ме­ня в двух мес­тах про­стре­ле­на шап­ка, и пу­лей или ос­кол­ком об­ре­за­ло во­рот­ник на буш­ла­те. 

2 фев­ра­ля мне бы­ла по­став­ле­на за­да­ча обес­пе­чить при­кры­тие пло­щад­ки, с ко­то­рой все за­дей­ст­во­ван­ные в опе­ра­ции си­лы и сред­ст­ва уле­та­ли на аэ­ро­дром Май­ма­не, от­ку­да в даль­ней­шем долж­ны бы­ли са­мо­ле­та­ми во­ен­но-транс­порт­ной авиа­ции пе­ре­бра­сы­вать­ся в Ка­бул.


Но кон­цов­ка опе­ра­ции, по ана­ло­гии с на­ча­лом, так­же по­шла по не­за­пла­ни­ро­ван­но­му сце­на­рию. По­сле убы­тия ос­нов­ных сил я на­чал со­би­рать ро­ту, что­бы под при­кры­ти­ем авиа­ции так­же эва­куи­ро­вать­ся на вер­то­ле­тах, ко­то­рые уже вы­ле­те­ли за на­ми. Но в пла­ны вме­ша­лась по­го­да. Рез­ко на­ле­тел сне­го­пад, и да­же ко­гда вер­туш­ки во­шли в наш рай­он, они нас, а мы их уже не ви­де­ли. Вер­то­ле­ты сесть не смог­ли. 

Бли­жай­шие на­ши под­раз­де­ле­ния на­хо­ди­лись на уда­ле­нии 80 км. Что ос­та­ва­лось де­лать в та­кой си­туа­ции? Вновь за­хва­тить вы­со­ты и ждать, по­ка по­го­да даст воз­мож­ность эва­куи­ро­вать­ся. 

Бли­же к но­чи сне­гу на­ва­ли­ло по по­яс. Тем­пе­ра­ту­ра опус­ти­лась до ми­нус 20 гра­ду­сов. Тем вре­ме­нем «ду­хи», по­няв, что «шу­ра­ви» уле­те­ли, на­ча­ли воз­вра­щать­ся к се­бе в рай­он. Не­ожи­дан­но нар­вав­шись на на­шу за­са­ду, они по­про­бо­ва­ли про­рвать­ся с хо­ду, но не вы­шло. Пер­вые не­сколь­ко атак мы от­би­ли, прав­да, двое сол­дат в хо­де боя по­лу­чи­ли ра­не­ния. Оце­нив об­ста­нов­ку, «ду­хи» под­тя­ну­ли ми­но­ме­ты, и с ре­гу­ляр­но­стью в 20-30 ми­нут уст­раи­ва­ли трех-пя­ти­ми­нут­ный об­стрел. 

При­шлось ока­пы­вать­ся. Из шан­це­во­го ин­ст­ру­мен­та у нас с со­бой бы­ли толь­ко шты­к-но­жи и кас­ки. Но к ут­ру пер­вых су­ток бой­цы су­ме­ли вы­рыть в мерз­лом грун­те три зем­лян­ки: по­про­сту двух­мет­ро­вые ямы - по од­ной на взвод, с хо­да­ми со­об­ще­ния. Ес­ли бы это­го не сде­ла­ли, нас бы ми­на­ми всех ра­зо­рва­ло в кло­чья. 

Со­бра­ли у всех кон­сер­вы и га­ле­ты. По­счи­та­ли, рас­пре­де­ли­ли, долж­но бы­ло хва­тить на двое су­ток. По­лу­ча­лось: на пять че­ло­век в су­тки по бан­ке ка­ши или ту­шен­ки, плюс пач­ка га­лет. Но, за­бе­гая впе­ред, ска­жу, что по­го­да улуч­ши­лась толь­ко че­рез трое су­ток, и все это вре­мя ро­та прак­ти­че­ски не­пре­рыв­но ве­ла бое­столк­но­ве­ния. Снег в рай­оне рот­но­го опор­но­го пунк­та съе­ли поч­ти весь. 

Еще од­ной глав­ной про­бле­мой бы­ло со­хра­нить лю­дей от хо­ло­да и не дать по­гиб­нуть ра­не­ным. Для их обог­ре­ва ре­за­ли тро­тил и жгли его. Маль­чиш­ки по­ка­за­ли се­бя ве­ли­ко­леп­но, по­мо­га­ли ох­ра­не­нию. Мо­лод­цы - вы­дер­жа­ли! 

Но мы не си­де­ли в око­пах и не жда­ли, по­ка нас пе­ре­бьют. Сфор­ми­ро­вал вне­штат­ный раз­вед­вз­вод, ко­то­рый воз­гла­вил лей­те­нант Ан­д­рей Це­ле­бе­ев. Ка­ж­дую ночь он с бой­ца­ми про­во­дил по два раз­вед­вы­хо­да и на­ле­та. Ве­че­ром вто­ро­го дня уда­лось из за­са­ды раз­гро­мить круп­ную бан­ду. Толь­ко уби­ты­ми они по­те­ря­ли око­ло 10 че­ло­век. На мес­те боя бы­ло со­б­ра­но око­ло 50 еди­ниц ору­жия. 

На тре­тьи су­тки на­ше­го пре­бы­ва­ния в уще­лье, око­ло че­ты­рех ут­ра, нам со­об­щи­ли, что по­го­да улуч­ша­ет­ся и нас ско­ро за­бе­рут (кста­ти, все вре­мя над на­ми кру­жил са­мо­ле­т-ретранс­ля­тор, обес­пе­чи­вая свя­зью с ко­ман­ди­ром пол­ка). Ос­та­вив ох­ра­не­ние, спус­ти­лись к пло­щад­ке при­зем­ле­ния. К 6.00 ут­ра два Ми-6 под при­кры­ти­ем Ми-24 и штур­мо­ви­ков нас за­бра­ли, а при­мер­но че­рез час мы уже бы­ли на аэ­ро­дро­ме в Май­ма­не. Ни­ко­гда не за­бу­ду вкус го­ря­че­го ко­фе, ко­то­рым уго­сти­ли вер­то­лет­чи­ки в по­ле­те. 

Нас, ус­тав­ших и чу­ма­зых от ко­по­ти тро­ти­ла, на аэ­ро­дро­ме встре­чал в по­ход­ном строю и с раз­вер­ну­тым Бое­вым зна­ме­нем весь полк. Ока­за­лось, все эти дни он на­хо­дил­ся на аэ­ро­дро­ме, в го­тов­но­сти по улуч­ше­нии по­го­ды по­мочь нам. Вот это бы­ла встре­ча. Ли­ко­вал весь полк. По­сле мое­го док­ла­да ко­ман­дир пол­ка пол­ков­ник А. Сем­кин, об­нял ме­ня и по­бла­го­да­рил за со­хра­нен­ных под­чи­нен­ных. Но глав­ное, что за­да­ча бы­ла вы­пол­не­на и по­гиб­ших не бы­ло.
Категория: Проза | Просмотров: 890 | Добавил: NIKITA | Рейтинг: 0.9/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]