Александр Тряпицын
Посвящение Афганистану
Вновь солнце штурмует афганские горы,
А мы до рассвета уже на тропе.
Встречают рассвет боевые дозоры
В изгибах на горной ладони-судьбе.
Здесь воздух прозрачен и небо так сине,
И солнце так ярко, что ломит в глазах.
А мы в вышине вспоминаем Россию –
Она в наших душах и наших сердцах.
А сердце стучит торопливей и глуше.
Что делать, ведь воздух в горах разрежён.
Но мы – духи гор, мы глаза их и уши.
И горный Саланг держит наш гарнизон.
Сегодня колонна пройдет к Кандагару.
КАМАЗы с горючим – рискованный рейс.
И чтоб перевал не объяло пожаром
Мы с вами, ребята, поэтому здесь.
Суровые скулы к прикладам прильнули
Глаза изучили все камни вокруг
Здесь будь начеку, здесь неслышимы пули,
И лишь после боли доносится звук.
И хоть лучше гор могут быть только горы,
От жизни до смерти здесь короток шаг.
И мне не забыть перевал тот, который
Полит нашей кровью, афганский Саланг.
Категория: Стихи | Просмотров: 808 | Добавил: NIKITA | Дата: 12 Окт 2015 |
|
Юсуф Мохаммад
Медведь атакует
Глава книги М. Юсуфа "Ловушка для Медведя"
фото 1979г.
Перевод с немецкого Дмитрия Кузина ([email protected])
"Этот зверь очень опасен, если его атакуют, он защищается"
Советское командование очень чувствительно реагировало на действия моджахедов в пограничных провинциях Кунар, Нангархар и Пактия. Как раз напротив них на другой стороне границы в Пакистане находились выдвинутые базы снабжения моджахедов, их учебные центры и ее лагеря беженцев. Отсюда шел нескончаемый поток караванов или длинных колонн из вьючных животных, которые вились по дорогам и горным путям, неся оружие и боеприпасы в Афганистан. С
Главная дорога идет от Кабула через Джелалабад и перевал Хайбер на Пешавар. Советы считали Джелалабад ключевым населенным пунктом. Все дороги, пути, ущелья и долины сходились в Джелалабаде. Здесь находились места постоянной дислокации 11-ой афганской дивизии, 66-го советского мотострелкового полка, батальона спецназа, а также 1-ой афганской бригады пограничных войск. На полпути из Кунарской долины на северо-восток находилось 9-ая афганская дивизия под Асадабадом, а еше выше в долине находился другой батальон спецназа возле Асмара. С афганской стороны перевала Хайбер находится Торхам, который можно наблюдать с небольшой господствующей высотки, которая носила название Шамшадсар и была занята афганской армией. Однажды ночью 1984 г. меня разбудили новостью о том, что Шамшадсар попал в руки моджахедов, которые тут же сумели отбить последовавшую советско-афганскую контратаку. По-видимому, афганское командование поставило ультиматум местному пограничному посту Пакистана: если моджахеды сами не уйдут, пакистанское население в пограничном районе будет обстреляно. Это вызвало сильную панику. Моджахеды отказались уйти без приказа генерала Ахтара, который в этот момент находился в Карачи. Губернатор северо-западной провинции Пакистана был очень возмущен и сообщил об этом инциденте президенту Зия. В результате я получил задание заставить моджахедов отступить. В конце концов, мне это удалось, и после этого президент запретил моджахедам проводить наступление ближе 10 км к Торхама до Чамана у перевала Хояк в Белуджистане.
Советы всегда очень болезненно реагировали на наши действия в области "клюва попугая", который затрагивал Джелалабад на севере, а Хост -на юге. Местные лагеря моджахедов данной области ближе всего подходили к Кабулу. Почти 40% всех военных грузов за всю партизанскую войну шли через эту область около Парачинар. Пробкой, которая запирала бутылку, служил афганский гарнизон Алихейль в 12 км от границы.
То же значение, подобно Джелалабаду, однако южнее "клюва попугая", имел город Хост. Его гарнизон, состоящий из 25-ой афганской дивизии и 2-ой пограничной бригады, снабжал малые пограничные посты напротив Мирам Шах в Пакистане. Этот город был частью нашей линии снабжения, через него шло почти 20% военных грузов.
Советская пограничная стратегия базировалась на удержании своих многочисленных крупных и малых постов и позиций вблизи Пакистана. Цель всего этого была - закрыть границу и прервать наши пути снабжения. Однако это выглядело так, как будто один человек пытался закрыть большую дыру, держа руку над ней. Во время войны большинство этих постов и позиций было, по крайней мере, один раз захвачено моджахедами, и зачастую они насовсем переходили в руки моджахедов. Восточные провинции испытали одни из самых жестоких боев в этой войне. Позднее мы пришли к выводу, что эти бои отрывали очень много сил моджахедов от Кабула и других важных целей. Сюда же относятся наши попытки завоевать изолированные пограничные гарнизоны. Они находились вблизи наших основных баз снабжения, что давало нам некоторые преимущества: небольших побед нетрудно было достигнуть, а командиры моджахедов были уверены, что на их триумф обратят внимание. Слава и трофеи были ценой таких относительно легких побед, которые можно было достич ... Читать дальше »
|
|