"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » 2017 » Апрель » 30
ПО СТРАНИЦАМ НАШЕГО САЙТА
АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ
Александр Сорокин. Странствия разных лет

 





Вспоминая Кандагар часть 1

Снимок сделан фотокорреспондентом Виктором Грызыхиным в феврале 1988 года, примерно за год до вывода советских войск из Афганистана. Это Кабул, один из блок-постов неподалеку от штаба 40-й армии (бывший дворец Амина). 

Я на снимке слева, в центре редактор газеты "Кузнецкий край" (тогда еще "Комсомолец Кузбасса") Евгений Богданов, а справа - офицер батальона охраны Ковалев, который нас сопровождал. Что сейчас с Ковалевым, не ведаю, а вот Женя Богданов в июне 2006 года, к нашей печали, умер... 

Здесь - фрагменты давних моих репортажей с афганской войны, опубликованных в мае 1988 года в областной газете "Кузбасс". 

– В Кандагар собрался? Славный город, ей Богу! Могут влепить пулю на улице среди бела дня. У них там, кажется, новый замполит. Прежний на мине подорвался. Повредил позвоночник… 

Подполковник Соснов взялся подбросить меня на машине до аэродрома и попутно таким вот образом обогащал информацией. Впрочем, вскоре резкий поворот УАЗика на одной из кабульских площадей дал новую тему разговора. 

– Здесь продают невест, – указал Соснов на небольшой скверик слева. – За пятьдесят-шестьдесят тысяч можно купить вполне симпатичную. А красивая девушка из влиятельной семьи стоит до миллиона афганей. Как «мерседес»… Между прочим, за новый наш автомат Калашникова моджахеды готовы заплатить тысяч сто пятьдесят. Вполне хватит бедному крестьянину какую-никакую жену купить, да еще на свадьбу деньги останутся… Вот недавно был такой случай. Захватили наши ребята в бою пулемет. А у него примета: одна ручка повреждена и подремонтирована. Смотрят: ба, да этот пулемет мы уже отбивали месяц назад. Сверили по номеру. Точно так. Пулемет был тогда передан в одну из частей Афганской народной армии. Те поставили его на дальнюю заставу. Солдаты с заставы оправдываются: «Душманы напали, отобрали пулемет…» Поди разберись, правда или нет. Пулемет-то подороже автомата… 

В Кандагар мне удалось вылететь лишь ночью. Дело в том, что провинциальные аэродромы Афганистана небезопасны, и потому транспортные самолеты и вертолеты по внутренним линиям летают именно по ночам. Уходят в темное небо без огней, освещение в кабине и отсеках еще на взлете напрочь выключают. Если ночь лунная, по гулу двигателей иногда можно полуувидеть-полуугадать с земли черную распластанную тень над головой. 

Сначала во тьме под крылом пассажиры долго препирались с молодым усталым капитаном, помощником коменданта аэропорта. Подсвечивая список фонариком, капитан вычеркивал лишних, приводя число пассажиров в соответствие с числом имеющихся парашютов. Два рассерженных подполковника и прапорщик с автомобильными петлицами были безжалостно отринуты. Как-то тревожно стало: неужто в самом деле парашюты в полете столь необходимая и часто употребляемая штука? 

Еще более тревожной была обращенная к пассажирам речь одного из летчиков. Мы сидели с парашютами на груди, а он, в пятнистой куртке маскировочной расцветки, вышел к нам. Подробно и просто-таки художественно рассказал, как выдергивать красное кольцо, как подгибать ноги при приземлении, как падать, если купол поволочится по земле. 

– Собираться внизу вокруг нас, пятнистых. У нас есть рация, оружие. Вызовем спасательную группу и, если что, будем отстреливаться. Имейте в виду, покидать самолет нужно быстро, не мешкая. Времени в запасе может оказаться немного, а после вас, пассажиров, прыгать экипажу. 

С непривычки впечатление эта речь произвела на меня сильное. Самолет пошел на взлет, погас свет, и до самого Кандагара я время от времени ощупывал красное кольцо на груди, стараясь не забыть, что при падении следует подогнуть ноги… 
 
2.
Положение исламских женщин, пожалуй, лучше наблюдать не в Кабуле. Столица уже отчасти раскрепостилась, хлебнула цивилизации, и ... Читать дальше »
Категория: Проза | Просмотров: 1087 | Добавил: NIKITA | Дата: 30 Апр 2017 | Комментарии (0)