ПЕТР ГОНЧАРОВ:
«ВВОД ВОЙСК В АФГАНИСТАН МОЖНО СЧИТАТЬ ОШИБКОЙ,
НО ОН БЫЛ НЕИЗБЕЖЕН»
Редакция Портала МГИМО публикует эксклюзивное интервью с независимым экспертом-афганистом, выпускником Военного института иностранных языков Петром Гончаровым. Петр Васильевич провел на афганской земле свыше пятнадцати лет: в 70-е годы работал по линии военно-технического сотрудничества, а в 1986–89 гг. возглавлял группу переводчиков при Генеральном Штабе Министерства Обороны Демократической Республики Афганистан. Перед его глазами прошли события 70-х годов, непосредственно приведшие к вводу советских войск, ввод и нахождение ограниченного контингента в 80-е годы, жизнь Афганистана после 2001 года.
— Как начиналось военно-техническое сотрудничество Афганистана с Советским Союзом?
— Военно-техническое направление было самым перспективным и одним из ведущих в советско-афганском сотрудничестве. Этому есть объяснение: в сущности, именно на основе этого сотрудничества мы и «входили» в Афганистан, на его основе развивались и другие направления советского присутствия. В Кабуле строились жилые микрорайоны, потом — домостроительный комбинат, который начал поточное возведение «пятиэтажек». К моменту ввода советских войск в афганской экономике при нашем участии реализовывалось около ста проектов.
Советский Союз нуждался в Афганистане. Не нужно утруждать себя какими-то изысканиями или анализом, чтобы обосновать этот тезис: Афганистан — очень специфический регион Центральной Азии, «южное подбрюшье» советской границы. Исторически Россия стремилась к тому, чтобы афганское руководство лояльно относилось к нам, это была своего рода политическая традиция.
В конце 50-х гг. США попытались втянуть Афганистан в блок СЕНТО, однако Кабул остался верен политике неприсоединения. После этого американцы пригрозили разрывом соглашений о военной помощи. Как только эти слова прозвучали, афганцы моментально развернулись в нашу сторону, и, собственно говоря, не прогадали. К середине 60-х гг. мы окончательно вытеснили американцев из Афганистана, и в первую очередь — в сфере военного сотрудничества.
— Что можно сказать об афганских элитах того времени?
— Основным проводником просоветской линии в Кабуле был премьер-министр Мохаммад Дауд. Король Афганистана Захир-шах вел себя очень осмотрительно, проводя сбалансированную политику, получая преференции и от СССР, и от США. Внутренняя политика короля тоже отличалась равновесием — он стремился угодить различным этническим группам Афганистана, и делал это весьма успешно: годы его правления (а правил он ровно 40 лет) сейчас называют чуть ли не «золотым веком».
Однако, само афганское общество не получало заметного стимула к социально-экономическому развитию, а время требовало заметных перемен. Вокруг Мохаммада Дауда в то время собиралась наиболее прогрессивная часть афганских элит, и, в конечном итоге, в 1973 году он решился на государственный переворот, воспользовавшись тем, что король находился в Европе.
Надо отметить, что переворот назревал, и, помимо Дауда, подобные устремления имел и зять короля, которого также не устраивало «топтание на месте»
... Читать дальше »