"Победители". Голоса войны.
.
«Победители».С. Алексиевич.Спектакль Томского театра юного зрителя.
Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев, режиссер видео Наталья Наумова.
.
Первое впечатление от спектакля «Победители»,поставленного в томском ТЮЗе Дмитрием Егоровым по документальной
прозе Светланы Алексиевич, получаешь еще до начала действия. Роскошный,
красный с золотым шитьем театральный занавес снят. По ходу действия
становится ясно: так же решительно режиссер снимает торжественный покров
с темы патриотизма, обнажает страшную обыденность войны —
человеческие потери.Взгляд концентрируется на черном проломе в центребелой стены, делящей сцену надвое — на Дом и НеДом. Художник
Константин Соловьев минимизировал палитру спектакля до двух цветов —
черного и белого, и тем задал смысловую дихотомию: война и мир,
«до» и «после», добро и зло, прошлое и настоящее, правда
и ложь. Декорации остаются неизменными, но в параллель
безыскусным рассказам участников двух войн и их близких появляются
время от времени сюжеты кинохроники и раздвигают пространство
действия до размеров страны и шире — мира.В проломе стены видно пианино… Оно напоминаето мирной жизни, о гармонии. С нежной мелодии, которую наигрывает
на пианино юноша, начинается каждое действие. (Музыку к спектаклю
написала Настастья Хрущева, также использован и мотив Алексея Паперного.)
Но вальс не доигран. Голоса нарушают гармонию музыки. А потом
(по ходу «военных действий» в первой части) музыкальный инструмент и вовсе
разберут на части. Война — это дисгармония. С другой стороны,
пианино, как память, скрывает в себе разные голоса, только тронь —
и они оживут. В спектакле звучит множество голосов. Каждый —
своя история, своя партия.Режиссер определил жанр спектакля как «голоса войны».Он подсказан самой С. Алексиевич. «У войны не женское
лицо»: «Я читаю „голоса“». И у нее тут же: «В школе
нас учили любить смерть». Спустя четыре года: «Я не хочу больше
писать о войне, жить среди „философии исчезновения“ вместо „философии
жизни“» — это уже из «Цинковых мальчиков». Эти слова задают
режиссерское осмысление темы: две войны — Великая Отечественная
и Афганская — представлены, соотнесены на документальном
материале. (В программке на специальном вкладыше обозначены даты
с кричащей «победной» статистикой.)«От героев былых времен не осталось порой имен»:в программке нет действующих лиц, только исполнители. От героев
остался только голос. Голос — тень ушедшего. Но голос, как
и отпечаток пальца, индивидуален. В первой части звучат женские
голоса переживших войну. Во второй — голоса матерей и жен,
не дождавшихся сыновей и мужей, голоса самих «афганцев» — тех,
кто не вернулся, и тех, кто пережил «командировку» на войну.
Включение советских песен, кадры сюжетов военной кинохроники, фрагменты
документальных фильмов об армии создают сложную партитуру, действие
эпического размаха. И пафос, изначально присущий теме войны и,
казалось бы, заданный названием «Победители», в спектакле отступает
перед тем более пронзительной, чем более внеличной интонацией. О себе,
о личном эти люди говорить не умеют.Каждый монолог — это история частного человекана войне. Для Алексиевич важно было противопоставить парадному облику
войны — истории людей, их чувств и ощущение их потери. Для
режиссера важно, чтобы в небытие не ушли сегодняшние девочки
и мальчики, которых воспитывают в готовности к войне.
И он соединяет две повести в один спектакль. Поэтому отбирает
литературный материал и выстраивает его так, чтобы зритель невольно
сопоставлял Священную войну и войну «без величия идеи» и задумывался
над вопросом, почему «любить Родину» — это всегда «умереть
за Родину»?
Взгляд постановщикаспектакля обращен не только в прошлое, но и в будущее.
Он размыкает границы конкретных историй: вернувшихся с фронта женщин
зритель дослушивает во время антракта. Его объявили, но нет сил
встать и выйти из зала, пока не завершен последний монолог.