"Хочешь знать, что будет завтра - вспомни, что было вчера!"
Главная » Материалы пользователя [NIKITA (1140)]
« 1 2 ... 225 226 227 228 »
Мародёры (Абвер)


«Мародёры» (Абвер) — кодовое название обширной агентурной сети германской разведки Абвер в Афганистане в период Великой Отечественной войны (1941-1945). Термин «мародёры» использовался в переписке советской внешней разведки. «Сеть» вела разведывательную и диверсионную деятельность в интересах Абвера и разведок стран «Оси» против Союзных держав на территории нейтрального Афганистана в годы Второй мировой войны[1].

Секретная радиослужба «ОКВ АMT Аусланд/Абвер» (министерство иностранных дел/обороны)

Деятельности «мародёров» противодействовала советская резидентура в Кабуле под руководством М.А. Аллахвердова— на отдельных этапах, объединявшая свои усилия с английской разведкой в Афганистане и Индии[2].
События в регионе
Третий рейх, во владении Индией видел стратегическую цель. 17 февраля 1941 года, начальник генерального штаба Вермахта Ф. Гальдер дал поручение приступить к планированию операции по захвату Индии. В то же самое время А. Гитлер приказал начать подготовку военной операции по захвату Афганистана. К апрелю 1941 года предварительная разработка плана операции под кодовым названием «Аманулла» была завершена. В докладе А. Гитлеру, Генеральный штаб Вермахта сообщил о необходимости отвлечения для этой цели: 17 дивизий, в их составе: шесть горнострелковых, четыре пехотных, четыре моторизованных, а также три подвижных соединения вермахта[3].
По утверждению германского историка Андреаса Хильгрубера, специалиста по военной, политической и дипломатической истории Германии 1871—1945 годов, в ходе успешного развития плана Барбаросса, к осени 1941 года планировалось формирование базы для начала операции в Афганистане. Её территория должна была служить плацдармом для нападения на Индию, чтобы нанести ущерб стратегическим интересам Англии.
Расчёт германского командования строился на том, что с подходом её войск к английским владениям в Индии это спровоцирует вспышку пуштунских восстаний в зоне племён. Для решения данных задач на территории Греции было сформировано ударное спецподразделение вермахта — «Соединение Ф», адаптированное к региону с жарким климатом.
К вышеупомянутым 17 дивизиям планировалось присоединение «туркестанской дивизии», скомлектованной из членов басмаческих формирований Средней Азии, базирующихся в северном Афганистане. К работе в подразделениях по идейной устойчивости, готовились «войсковые муллы». По плану операции 4000 (четырём тысячам) десантникам предстояло захватить столицу Кабул и сместить от власти короля Захир-шаха, заменив на Амануллу-хана, бывшего Эмира Афганистана, находящегося в эмиграции в Рим[4].
Советская резидентура
В годы Великой Отечественной войны Кабульскую резидентуру представляли пять человек. Агентурная сеть состояла из 15 агентов, семеро из которых считались особо ценными. Национальный состав агентуры состоял из семи афганцев — таджиков и узбеков, двух индийцев, двух поляков, одного француза, одного швейцарца, двух русских. Против «мародёров» Абвера работали три агента; два агента — по иностранным колониям в Кабуле; четверо по басмаческим формированиям и общине среднеазиатской эмиграции; шестеро в кругу афганского руководства[5].
Германская резидентура
Большое значение Абвер уделял построению работы агентуры, в особенности агентов влияния, в верхнем афганском истеблишменте, а также в среде курбаши среднеазиатского басмачества, базирующихся в северном Афганистане. Абвер создал в Афганистане большую по численности разветвленную агентурную сеть, куда входило в том числе и главное военное начальство Афганистана: военный министр Шах Махмуд-хан, начальник генерального штаба Мустафа-хан, командир центрального армейского корпуса Дауд-хан, командир кавалерийской бригады Султан Ахмед-хан, начальник управления военной разведки Мухаммед Анвар-хан, другие военачальники и целый ряд членов афганского правительства, придворные королевского двора Захир-шаха[6].
Численность германских специалистов работающих в Афганистане, по сравнению с д ... Читать дальше »
Категория: Публицистика | Просмотров: 125 | Добавил: NIKITA | Дата: 22 Янв 2019 | Комментарии (0)

Листаем страницы нашего сайта 
Заякин Б.Н.

“Кандагар”.

 

Об авторе В 1986 году по окончании Высшей школы КГБ СССР направлен в Афганистане, где получил контузию и тяжелое ранение в левую руку, за участие в боевых операциях награжден правительственными наградами.

                                                                                             

 

                                                                                         “Павшим в Афганистане посвящается”.

 

 

Фамилии персонажей романа изменены.


                                               Поселок Томилино - 2005 год.


Афганистане мы не знали, кто враг, а кто друг. Каждую минуту мог прозвучать выстрел, разорваться снаряд, мина, сверкнуть под луной острый нож.
Тот, кто днем рядом с нами охранял мирный труд афганцев, ночью в нас же и стрелял. Наш враг был невидим. Это была подлая война, и оттого так тяжелы ее последствия для души.
За участие в боевых операциях многие из нас были представлены командованием к орденам и медалям “За боевые заслуги”. Но после войны Родина встретила нас неласково.
Найти себя в гражданской жизни было нелегко. Многие потеряли себя. Многие были на грани. Но мы выстояли. Об этой трагедии в душах молодых людей и этот роман.

1

апреле 1986 года пассажирский аэробус “Ил-86” заходил на посадку в аэропорту города Ташкента. В салоне самолета два молодых офицера десантника с интересом наблюдали в иллюминатор за живописным южным пейзажем, проплывавшим под крылом самолёта.
Офицер в звании майора ДВ, среднего роста, широк в плечах, с маленькими светлыми усиками и короткой стрижкой русых волос, по виду типичный русак, занимал кресло возле иллюминатора.
На его левой щеке виднелся застарелый шрам, похожий на рваную узкую змейку, след полученный от ножа во время юношеской схватки с вооруженной шпаной за оскорбленную девушку на танцплощадке, которая затем стала его женой и матерью его детей, единственной любовью на всю жизнь.
Это был Алексей Николаевич Снегов, хотя он привык, когда его по старой суворовской и курсантской привычке продолжали называть кратким прозвищем “Снег”.
торой - капитан ВДВ по внешнему виду напоминал типичного грузина. Длинный, тонкий, с чёрными усиками, с сединой в чубе, хотя был русским и носил фамилию Баринов, но откликался на старое суворовское прозвище “Гога”, или “Грузин”.
Носил русское имя и отчество - ладимир Иванович, но в роду у него, по всей видимости, действительно в прошлом успели побывать грузины, так он был на них похож и внешностью и темпераментом, таким он был с суворовского училища.
Снегов так и не смог простить матери измену памяти отца, того, что она вторично вышла замуж после его смерти, поэтому после восьмого класса поступил в Казанское суворовское военное училище и навсегда покинул отчий дом.
Он ушел на военную службу потому, чтобы не быть больше обузой для матери еще и потому, что армия давала ему немедленное избавление от опеки ненавистной для него школы с ее английским языком, новизну ощущений, трёхразовое питание и плюс неплохое жалование.
Ему нужен был какой-то переходный период от забот матери, которыми он до этого пользовался, к борь ... Читать дальше »

Категория: Проза | Просмотров: 530 | Добавил: NIKITA | Дата: 25 Янв 2019 | Комментарии (0)

ВИКТОР ЕРМАКОВ: ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУ ПРЕДАТЕЛЕЙ И СЮСЮКАЮЩИХ ЛЮДЕЙ


 

Анастасия Воскресенская

 

Как выглядит толковый военный? Генерал армии Виктор Федорович Ермаков прошел Афганистан и до сих пор отстаивает интересы своих сослуживцев. Его мы про то, как стать толковым военным, и расспросили.
Я стал военным потому, что другой жизни я себе не представлял. Мой отец был военным, я жил рядом с воинской частью. Я всегда хотел служить. И после окончания 10-го класса поступил в Киевское училище самоходной артиллерии.
Окончив училище в 1956 году, я получил назначение командиром танкового взвода, и с тех пор, до увольнения, моя жизнь была связана с армией.
Я прошел все командирские должности. От командира взвода до заместителя министра обороны СССР — начальника Главного управления кадров министерства обороны СССР.
Мне кажется, если бы я не был толковым военным, меня бы не продвигали по службе.
Я всегда любил службу и хотел служить. И мои сыновья тоже стали военными.
Я взял у армии исключительную ответственность и заботу о личном составе. Ответственность заключалась в том, что нужно было научить солдата, сержанта, прапорщика, офицера тому, что необходимо на войне. Я учил их, и учил вроде бы неплохо. Та часть, которой я командовал, всегда была на лучшем счету.
C мая 1982 по ноябрь 1983 года я командовал 40-й армией в Афганистане. Именно там я понял, что самое ценное в действиях командира — это ответственность за жизнь своего подчиненного.
Раз я имею право посылать его в бой, то обязан сделать так, чтобы он из боя вернулся. Хоть раненый, но живой.
Главное правило — служи честно и добросовестно. Армия не любит слабых людей. Армия любит сильного, смелого, решительного, грамотного, умелого командира. Именно таким я всегда старался быть.
Я всегда брал пример с участников Великой Отечественной войны. Когда я получил назначение в Прибалтику, в 32-й отдельный танковый полк, у меня в роте командиром первого взвода был Виктор Руднев, командиром второго взвода — Коля Духненко, командиром третьего взвода был Костя Хвастов, ну и я — командир четвертого взвода лейтенант Ермаков. Я многое у них взял. А ротный у меня был, ух, майор Туболев! Фронтовик, 11 раз в танке горел. Он для меня был не только образец в службе, но и образец в жизни.
Я терпеть не могу предателей и сюсюкающих людей.
В жизни главное быть честным и полезным армии и обществу.
Я горжусь тем, что ни разу не подвел своего отца. Он сказал мне: «Сынок, служи по совести! И как бы тебя ни крутила жизнь, ты не имеешь права опозорить фамилию Ермаков». И не опозорил. И мои сыновья услышали от меня то же самое. Сыновьями я тоже горжусь. У меня два полковника.
Боюсь одного: чтобы меня не окружали подлецы, завистливые и вредные люди.
Очень хочется, чтобы в семье все было хорошо, чтобы все были здоровы, чтобы у меня росли чудесные внучки и чудесная правнучка.
Я очень люблю людей, очень люблю своих товарищей.
На мой взгляд, самое большое счастье — это верность в семейных отношениях. Я счастлив! У меня прекрасная жена. Она со мной с 9-го класса. И она разделила и мои радости, и горести, и победы и частичные поражения. Я знаю: если жена рядом — я спокоен.
Порой мне больно видеть отношение к защитникам страны. Я эту боль вынес после возвращения из Афганистана.
Одна фраза — «Мы туда вас не посылали» — перечеркнула мое уважение к руководству. Что значит: не посылали? Что получается, я сам туда пошел?
Нет, меня посылали. И я шел туда с чувством, что надо выполнить приказ Родины. Именно она меня туда посылала. А раз ты меня посылаешь, Родина, то ты, будь добра, позаботься обо мне. Если я ранен, если я инвалид, обеспечь меня всем необходимым. И я горжусь тем, что сегодня наша власть и наш министр обороны стоят на этой позиции.
Родину можно любить, а можно и не любить. Но кто Родину не любит? Тот, который ущербен у ... Читать дальше »

Категория: Публицистика | Просмотров: 95 | Добавил: NIKITA | Дата: 27 Янв 2019 | Комментарии (0)

Борис Николаевич Пастухов

Беседовал Игорь Латунский
«Надо было войти в Афганистан и тут же уйти»
Посол СССР в Кабуле – об афганской войне
До сих пор остаётся актуальным вопрос: нужно ли вообще было в 1979 году вводить в Афганистан советские войска или следовало поступить иначе? И правильно ли был осуществлён вывод войск, в результате чего власть в Афганистане сразу же взяли моджахеды?
На эти вопросы в интервью «Нашей Версии» ответил бывший заместитель министра иностранных дел России Борис Пастухов,(на фото), в 1989–1992 годах занимавший пост чрезвычайного и полномочного посла СССР в Афганистане.
– Борис Николаевич, давайте начнём с главного – как лично вы считаете, нужно ли было вводить войска в Афганистан?
– Сейчас появляется множество рассуждений о правильности входа наших войск в Афганистан. Кто-то считает, что так было надо, кто-то, наоборот, уверен, что это была большая ошибка. В этой вой­не наши потери составили около 15 тыс. человек. С одной стороны, это вроде бы не так много по сравнению с количеством людей, которые сейчас гибнут в нашей стране на дорогах. Но каждая человеческая жизнь неповторима, поэтому математика тут неуместна. Есть другая проблема – многие вопросы возникают в связи с тем, что общественность плохо знает, как именно и по каким причинам принималось решение о вводе войск СССР в Афганистан. Возможно, потому, что власти изначально следовало делать всё более гласно. Тогда бы проблема не сводилась в глазах граждан к истории о том, что мы-де вводим войска потому, что новый руководитель Афганистана Амин приказал задушить своего предшественника Нур Мухаммеда Тараки подушкой, а Брежнев обиделся за убийство своего старого друга и решил начать войну.
– Извините меня, Борис Николаевич, но ведь многое свидетельствует, что именно эта история с убийством Тараки стала той соломинкой, которая переломила хребет верблюда. В итоге многие члены Политбюро переменили своё мнение о необходимости ввода войск СССР в Афганистан.
– Да, эти действия Амина и стали последней каплей терпения у высшего политического руководства СССР по решению афганской проблемы. Но есть нюанс. По моему мнению, войска надо было вводить в Афганистан, потому что эта страна являлась «подбрюшьем» наших среднеазиатских республик. Но я считаю, что действовать нужно было иначе – можно было войти специальным частям армии и КГБ и после приведения к власти дружественного нам лидера уйти. А так США втянули нашу страну в настоящую войну, побудив держать в Афганистане войска в течение многих лет.
Мне кажется, что все люди трезвого ума и хорошей осведомлённости понимали, что Афганистан губит Союз Советских Социалистических Республик.
– Если речь зашла о роли США, не могу не вспомнить слова участника штурма дворца Амина генерала КГБ Голубева. Он утверждал, что Амин уже готовил площадки под размещение на них американских ракет с ядерными боеголовками. И якобы были даже захвачены соответствующие документы с подписью Амина.
– Думаю, что такой факт мог быть возможен, но правда это или нет, мы сможем узнать, только если будут рассекречены архивы. Но когда это произойдёт и произойдёт ли? Сколько времени минуло со времён Гражданской войны, а разве много нового мы узнали относительно заключения Брестского мира?
Керосин для афганцев уходил «налево»
Сейчас звучат мнения, что войска из Афганистана были выведены потому, что Горбачёв являлся ярым западником и таким образом заигрывал с американцами. Могло ли быть так?
– Мне кажется, что все люди трезвого ума и хорошей осведомлённости понимали, что Афганистан губит Союз Советских Социалистических Республик. Между прочим, разговоры о том, что надо возвращать наших солдат домой, но при этом сохранить лицо страны, начались буквально на второй день после ввода войск. И те, кого сейчас разные СМИ, как России, так и Запада, величают поклонниками ввода, были, кстати, и поклонниками идеи вывода. Но потом уходить уже стало тяжело, и потребовались годы нечеловеческих дипломатических и политических усилий, для того чтобы решить эту проблему.
... Читать дальше »
Категория: Публицистика | Просмотров: 110 | Добавил: NIKITA | Дата: 30 Янв 2019 | Комментарии (0)

Вячеслав Емшанов
  
   "Где то далеко, под Кандагаром"

 
Первая часть
  
   Где-то в конце февраля 1984 года в наш 398 вертолетный полк, расквартированный в поселке Магдагачи Амурской области, привезли "эстафетные палочки". Так называлась программа подготовки и замены в Афганистане летного состава - "Эстафета". На этот раз требовалась эскадрилья Ми-8 количеством в 22 экипажа. Начали утрясать списки. Основу составила наша 1 вертолетная эскадрилья во главе с подполковником Устиновым Сергеем Афанасьевичем. Как всегда, кто-то заболел, кто-то не смог, кого-то не успели ввести в строй, так что не обошлось без участия летчиков 2-й эскадрильи (уже воевавших в Афгане). Март - апрель прошел в полетах. Нас - молодых пилотов ускоренно "подтягивали" до уровня готовности к боевым действиям днем в сложных метеоусловиях и ночью в простых, одиночно и в составе пар. В мае всех отправили в отпуск. Собрались все к началу июля. Нас расписали по экипажам, парам, звеньям. Я был назначен ведомым к капитану Юрию Михайловичу Наумову, в звено к капитану Александру Николаевичу Шипунову. Числа десятого июля мы погрузились в самолет и полетели переучиваться всей эскадрильей в г. Торжок на новую боевую технику - Ми-8мт.
   Дорога была дальняя, вместе с продуктами на дорогу коллектив капитально запасся водкой, и первый этап перелета с ночевкой на аэродроме Домна под Читой вылился в веселую и даже с перебором пирушку. Подполковник Устинов был вне себя. Утром он построил в сторонке всех от командира экипажа и выше и дал волю своему негодованию. Некоторое время мы угрюмо внимали, потом один из "отличившихся" - капитан Кузнецов В.М. начал покаянно бормотать: "Золотые слова, командир! Золотые слова, командир...". Все заулыбались.
   Перед самолетом на бетоне снова построение, теперь уже досталось нижестоящим - летчикам-штурманам и борттехникам. В "разгар веселья" прибежал запыхавшийся ст.лейтенант Алексей Соболев - летчик-штурман Мигдята Матурина. "Старики" послали его за водкой и штук шесть топорщились у него в "авоське". Командир был непреклонен: "Соболев! Бей!". Леха растерянно огляделся. Все пожали плечами - мол, бей, чего уж там. Бутылки одна за другой погибали на прибетонной гальке и вдруг: издав характерный звук: - "дзинь, дзинь..." последняя осталась цела. Всеобщий возглас удивления. Командир-кремень: - "Соболев, бей!" Леха кидает ее осторожней - "Дзинь, дзинь, дзинь". - Бутылка цела! Всеобщий вздох восхищения. Командир неумолим: - "Соболев, бей". Леха осторожно роняет бутылку на гальку. "Дзинь, дзинь". Бутылка цела!!! Из строя с отчаянным криком: "Все, командир, до трех раз!" выбегает капитан Литвинов, хватает бутылку и сует ее за пазуху кожанки. Все смеются до слез, командир тоже. Разрядка. Грузимся и летим дальше.
   Две недели теории, по часу дали подлетнуть. Кабина совсем другая, новая электроарматура, новое оружие, новый высотомер, ДИСС-15 (Доплеровский измеритель скорости, сноса), хвостовой винт тянущий. Машина значительно мощнее, приемистость (время выхода двигателей с режима полетного малого газа на взлетный) с 15 сек. На Ми-8т уменьшили до 9 сек.. Только некоторое впечатление дубоватости ручки управления (видимо жестковатые загрузочные пружины).
   На обратном пути сели ночевать в Барнаул. Командир разделил всех на три группы для ночевки. Я попал в группу из 25 человек, отправленных к вокзальному коменданту. Пошли вчетвером к дежурному помощнику. Хамовитый старлей с железнодорожной эмблемой за стойкой, цедя слова через губу, посоветовал нам убраться. Капитан Александр Профит не согласился с ним и выразил сильное желание попробовать на прочность "фейс" старлея. Загнав "обидчика" под стол, бездомные, но довольные собой мы направились к отелю "Барнаул". Облом. Пухлая блондинка за стойкой лениво сообщила, что мест нет. Заняли все диваны в фойе и приготовились спать сидя. Вася Литвинов "сотоварищи" начали "при ... Читать дальше »
Категория: Проза | Просмотров: 134 | Добавил: NIKITA | Дата: 01 Фев 2019 | Комментарии (0)